рефераты по менеджменту

Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

Страница
19

Дальнейшее обучение может быть продолжено в аспирантуре.

Во многих странах давно функционируют профессиональные учебные заведения, колледжи, имеющие например 5-6 ступеней (уровней) профессионального образования, когда учащийся, студент после окончания той или иной ступени решает продолжить ли обучение дальше или ограничиться достигнутым. Проблема преемственности профессиональной подготовки молодежи в средних и высших профессиональных учебных заведениях разработана крайне недостаточно. Особенно это касается подготовки специалистов в колледже и вузе.

В прежние года характерными чертами учебных заведений были классовая и ведомственная разобщенность. Действительно, во-первых были учебные заведения, призванные готовить будущих рабочих - профтехучилища, а также межшкольные учебно-производственные комбинаты и отраслевые учебно-курсовые комбинаты с одной стороны. С другой стороны учебные заведения, призванные готовить «интеллигенцию» специалистов - средние специальные и высшие учебные заведения. Сегодня такое классовое разделение теряет смысл. Во-вторых, техникумы, отчасти вузы, а также учебно-курсовые комбинаты создавались при отраслевых министерствах, ведомствах, и их деятельность была направлена на удовлетворение интересов последних, в том числе по составу подготавливаемых специальностей. Профессиональные училища, а также межшкольные учебно-производственные комбинаты создавались и функционировали при крупных базовых предприятиях, действовавших в большинстве своем опять-таки в составе министерств и ведомств, а для последних регионы были прежде всего географическими и демографическими территориями, обеспечивающими подведомственные предприятия кадрами, землей и другими ресурсами.

Теперь ситуация меняется. Акционирование крупных предприятий, стремительное развитие предприятий малого бизнеса значительно снижают роль ведомств в управлении экономикой. В то же время развитие и дальнейшее процветание Восточного Оренбуржья будет зависеть от сбалансированности местной экономики с трудовыми ресурсами. Вслед за зарождающейся рыночной экономикой начинает появляться рынок труда и соответственно рынок высшего образования. А в условиях относительно низкой в регионе пока территориальной мобильности трудовых ресурсов эти рынки сегодня имеют явную региональную ориентацию и начинают автоматически востребовать от учебных заведений подготовки и переподготовки кадров по всему спектру необходимых для регионов, где они расположены, профессий, по всем необходимым уровням квалификации. И многие высшие учебные заведения на эти потребности рынка быстро откликнулись. В конце восьмидесятых годов, когда в стране появились колледжи, технические лицеи и высшие профессиональные училища, они вначале рассматривались массо­вой общественностью, да и значительной частью специа­листов в области профессионального образования лицеи как модное течение, как стремление поменять вывески бывшим не престижным профтехучилищам и техникумам. Однако в скором времени эти новые профессиональные образовательные учреждения стали приобретать принци­пиально новые черты, несвойственные ранее ни ПТУ, ни техникумам, ни даже образовательной школе — многопрофильность и многоуровневость. В частности, многие колледжи, а также технические лицеи, высшие профессиональные училища, региональные учебные центры значительно расширили спектр под­готавливаемых профессий в соответствии с требования­ми рынка труда — в первую очередь по таким професси­ям малого бизнеса, как фермеры, менеджеры, бухгалте­ры, операторы ПЭВМ, секретари-референты, правове­ды, автомеханики, владельцы малых предприятий (рес­торанов, магазинов, мастерских и т. п.), а также воспита­телей-гувернеров, учителей технического и обслуживаю­щего труда для общеобразовательных школ и т. п.

Кроме того, ряд колледжей полу­чил лицензии на право осуществления программ высше­го профессионального образования. Некоторые коллед­жи, технические лицеи и профессиональные учебные цен­тры ввели у себя общеобразовательные отделения и ста­ли тем самым выполнять функцию средней общеобразо­вательной школы. Они также стали активно включаться в профессиональную переподготовку взрослого населе­ния по заявкам предприятий, служб занятости и т. д. Тем самым многие наши отечественные профессиональные учебные заведения стали приобретать общие черты, свойственные, пожалуй, наиболее распрос­траненному в мире (Англия, США, Япония и многие другие страны) типу образователь­ного учреждения — колледжа.

Говоря об интеграционных явлениях в высшем образовании нельзя не думать о реализации принципа многоканального финансирования учебных заведений и конкретных учебных программ. А именно финансирование специальностей предполагает участие, не только учредителей учебного заведения, но и заказчиков, и инвесторов. Перспективы интеграции касаются и ряда других аспектов развития высшего образования в открытую динамичную общественно-государственную общенациональную систему как органическую часть всей системы непрерывного образования в стране. Это и проблемы интеграции с учреждениями дополнительного образования, интеграции государственных и негосударственных учреждений высшего образования, вхождения в международные образовательные структуры и т.д.

Система непрерывного образования должна стать основой непрерывного процесса воспроизводства трудовых ресурсов с учетом особенностей физического и психологического состояния личности, способностей и подготовленности к получению новых знаний и возможностей их реализации в экономике в соответствии с требованиями социально-экономического прогресса.

Практические предложения по организации воспроизводства кадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье

В процессе выполнения дипломной работы конкретизировались следующие предложения по организации и планированию воспроизводства кадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье, как анализ результатов вышеперечисленных исследований:

1. Необходимость создания гибкой сращивающей среды в образовательном процессе региона по примеру Европейских стран.

2. Необходимость создания регионального центра по профориентации, анализу занятости и перераспределению кадров высшей квалификации, вооруженного универсальными технологиями и методами в области своей деятельности.

3. Необходимость организации более эффективной системы повышения квалификации и переподготовки взрослого населения региона.

Подробнее об этих задачах:

1. В процессе выполнения дипломной работы автор принимал участие в реализации совместного образовательного проекта по совершенствованию менеджмента в Орском индустриальном институте (ныне ОГТИ) в рамках Европейской программы TEMPUS-TACIS.

Изучению подверглись системы профессионального образования Дании (на примере HORSENS POLITECHNIK) и Англии (GLAMORGAN UNIVERSITY, WALLES).

В мировую практику образовательных систем рассмотренных европейских стран внедряется система универсальной среды колледжей, как технического, так и гуманитарного профилей, технических школ, высших школ и других образовательных учреждений промежуточного уровня, завязанных в единый образовательный узел и имеющих общую универсальную систему управления, с постоянно совершенствуемым менеджментом. Совершенствование менеджмента обеспечивается постоянными исследованиями в этой области и развитии международного сотрудничества университетов с целью решения общих проблем и обмена передовым опытом.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту