Если учесть, что нетрудоустроенный контингент новых выпусков накладывается на предыдущие, то процесс этот и в 1999 г., и в последующих будет иметь кумулятивный характер, поскольку прием в учебные заведения остался практически на прежнем уровне.
Рынок профессий и рынок образовательных услуг в Восточном Оренбуржье оказываются практически несвязанными. Так, по данным местных органов по труду, составивших примерный перечень дефицитных профессий, в числе первых десяти приоритетных оказались в основном профессии ремесленников и работников сферы услуг (печники, ремонтники, плотники, бухгалтеры и т.п.).
Особую озабоченность вызывает то, что при сохранении указанных тенденций в ближайшей перспективе каждое новое поколение будет менее обученным (менее охваченным всеми видами обучения), чем предыдущее. А это при наблюдаемом снижении количества и качества всех видов получаемого образования - ухудшит качественную структуру рабочей силы.
Решение проблем здесь видится в основательной структурной реформе всей профессиональной школы, начиная с ее начальных звеньев; развитии национальной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, а также в разработке региональных и отраслевых программ управления человеческими ресурсами для труда.
Переход к рынку требует обновления политики образования, в том числе и высшего образования. Эта политика должна быть направлена на адаптацию школы к рыночным отношениям путем реконструкции ее хозяйственного механизма, путем изменения стратегии образования и, прежде всего, в деле экономического и социально-педагогического управления народным образованием. При этом речь идет не о каких-то поправках в системе народного образования, имеющих частное значение, а о разработке системы мер, которая обеспечила бы рациональное использование созданных в стране гигантских производительных сил. Речь идет о необходимости совершенствования образования, чтобы производственный эффект от обучения и воспитания учащейся и работающей молодежи не был случайным фактором, как это имеет место в настоящее время, а будет плановым средством и показателем как роста эффективности производства, так и культуры членов нашего общества.
В процессе подготовки данной дипломной работы проводились исследования, имеющие своей сутью комплексный мониторинг рассмотренных выше проблем подготовки и занятости кадров высшей квалификации среди молодых специалистов.
Результаты исследований приводятся ниже.
Опрос проводился в выпускных 9-х и 11-х классах по стандартной методике. Выпускникам было предложено по каждому вопросу сделать от одного до трех выборов предложенных вариантов.
Социально-демографические характеристики участников опрошенных вполне отражают параметры всей совокупности выпускников региона.
Планы и намерения выпускников относительно своего образования слагаются традиционно из 2 аспектов: с одной стороны, из наличия или отсутствия ориентации на продолжение образования, а с другой стороны из того, какой класс выпускник заканчивает (11 или 9).
Различные комбинации этих двух аспектов дают развернутую и разнообразную картину планов и намерений выпускников.
В 1999 г. эти планы выглядят следующим образом – 73,8% всех опрошенных планируют поступить в Вузы и приобрести высшее образование, 39,4% приобрести средне-специальное или профессиональное (училище, колледж - 11,5% и 27,9% соответственно), 10,9% планируют заняться коммерцией, 12,6% одним из вариантов своего будущего предположили пойти работать, 26,8% - учащихся пока не определились со своим выбором.
Таблица 2.3.
Структура образовательной ориентации выпускников школ
Восточного Оренбуржья (в %) в 1999г.
Планы |
По всему контин- генту |
Пол |
Класс | ||
Юноши | Девушки | 9 кл. | 11 кл. | ||
Училище |
11,5 | 9,7 | 12,6 | 12,6 | 10 |
Колледж | 27,9 | 30,6 | 26,1 | 37,9 | 15 |
ВУЗ | 73,8 | 73,6 | 73,9 | 65 | 85 |
Займусь коммерцией | 10,9 | 20,8 | 4,5 | 12,6 | 8,6 |
Пойду работать | 12,6 | 11,1 | 13,5 | 9,7 | 16,3 |
Не знаю | 14,2 | 11,1 | 16,2 | 18,4 | 8,8 |
Другой вариант | 12,6 | 11,1 | 13,5 | 15,5 | 8,8 |
Из таблицы 2.3. видно, что наблюдаются различные ориентации у разных групп учащихся. Так, процент 11-классников, планирующих поступить в Вуз, значительно выше (на 20%), чем у 9-классников. Популярность колледжей у 9-классников более чем в два раза выше, чем у 11-классников. Желающих 11-классников пойти работать в полтора раза больше, чем 9-классников. Не определившихся 9-классников в среднем в два раза больше, чем 11-классников.
Юношей желающих заняться коммерцией почти в пять раз больше, чем девушек. Популярность колледжей несколько выше у юношей, чем у девушек, у девушек же более популярны училища.
Планы девятиклассников напрямую связаны с тем, остаются ли они в школе или покидают ее. Собираются продолжить школьное образование 73,7% девятиклассников, более половины из них желают иметь высшее образование, каждый третий одним из трех вариантов своего ближайшего будущего указывает на училище или колледж.