Его своеобразие по сравнению с другими балансами системы заключается в том, что в нем учитываются не только трудовые ресурсы, но и вещественный фактор производства (рабочие места). Основное предназначение баланса заключается в том, что он способствует достижению качественной и количественной сбалансированности между числом рабочих мест и численностью трудовых ресурсов (желающих трудиться, а также фактически работающих).
Численность занятых в народном хозяйстве и безработных берется непосредственно из прогнозного сводного баланса трудовых ресурсов. При этом отражается общее число безработных - как зарегистрированных службами занятости, так и незарегистрированных. Численность желающих работать представляет собой сумму работающих и всех безработных (см. табл. 2.12).
Общее сокращение численности промышленных предприятий привело к сокращению экономистов, большинство которых были женщинами, потому процент безработных женщин экономистов выше на 10%, чем мужчин экономистов. Юристов мужчин в нашем регионе очень мало, а потому безработица среди них не отмечается.
Хотя учителя в школах, лицеях, колледжах получают небольшую заработную плату, они все равно держатся за свои места, боясь в столь тяжелое экономическое положение в стране остаться без работы. Процент безработных среди учителей поэтому равен практически нулю.
Система высшего образования сформировалась в период экстенсивного развития экономики и сведена по сути к прикладной задаче подготовке специалистов. Система высококвалифицированного обучения в бывшем СССР была построена на следующих предпосылках:
– общество имеет неограниченное число рабочих мест и каждый может выбрать работу по способностям и квалификации;
– государство гарантирует каждому профессиональную подготовку и рабочее место.
Чрезмерно централизованная система высшего образования в силу своей негибкости способствовала тому, что в общем-то хорошие принципы оказались далекими от практического осуществления. В настоящее время, в связи с переходом предприятий на рыночные отношения, высшее образование переживает сложный период. Регулярная помощь предприятий учебным заведениям в укреплении и расширении учебной и материальной базы резко сократилась. Осложнились взаимоотношения в вопросах планирования подготовки специалистов, организации производственной практики и трудоустройства выпускников, все это напрямую сказывается на стабильности работы образовательных учреждений и качестве подготовки квалифицированных специалистов. Контингент охватываемый высшим образованием, составляют главным образом молодежь. Именно она оказалась сегодня в особенно сложном положении. Не имея достаточного жизненного опыта, они (молодые люди) часто не способны разобраться в происходящем, найти свое место в изменяющемся обществе.
Основным направлением реформы высшего образования является обновление содержания, координация работы с Федеральной службой занятости, Министерством труда, Комитетом по делам молодежи. Сегодня учебные заведения стремятся удовлетворить потребности личности в образовании при том условии, что выпускник не обязательно будет работать по данной профессии, но с полученным образованием сам может найти себе работу.
Федеральная политика в области высшего образования в большей мере осуществляется с учетом запросов регионов, одновременно усиливается и координирующая функция федеральных органов. Переход России к рыночной экономике сопровождается кризисом в области занятости требует построения признанной во всем мире системе непрерывного образования населения, в том числе и открытой динамично развивающейся системы непрерывного образования, соответствующей потребностям личности на различных этапах духовного и профессионального развития потребностей социальных и экономических структур регионов. Образование неизбежно должно будет стать глубоко интегрированной многоуровневой системой. Системой, которая будет обеспечивать органическую преемственность с общим образованием как между разными своими ступенями, этапами по вертикали (до профессиональная подготовка, начальное, среднее профессиональное, высшее и последипломное образование), так и между различными его формами, звеньями и учебными заведениями по горизонтали. Актуальной является идея интеграции учебных программ начального, среднего профессионального и высшего образования.
Такая интеграция эффективна во многих отношениях. Она отвечает интересам молодежи, четко определяющейся в своих профессиональных намерениях, позволяет сократить сроки обучения и тем самым снизить расходы на высшее образование. Важным фактором интеграции содержания высшего образования является образование взаимосвязи по вертикали, учебные заведения начинают дифференцировать обучение студентов по срокам и уровням образования в зависимости от их желания и возможностей. Для нас сегодня это пока непривычно. Мы привыкли к жесткому стандарту: если колледж – то надо обязательно учить три – четыре года, вуз – пять-шесть лет. Но в свободном обществе и высшее образование должно быть разнообразным, а точнее многообразным.
Сегодня необходима интеграция учебных заведении среднего профессионального образования с вузами. Многоуровневые профессиональные учебные заведения - это общемировая тенденция.
В рамках схемы многоуровневой подготовки специалистов необходимо предусмотреть 4 ступени подготовки: 1-я — колледж, 2-я — институт (бакалавриат), 3-я — магистратура, 4-я — аспирантура. Есть еще 0-я ступень — это лицей. Если на 0-й ступени предусматривается получать лишь навыки работы по выбранной специальности, то на последующих предполагается получение профессиональных навыков с выдачей соответствующего диплома.
Срок обучения в колледже должен составлять 2,5-3 года, где первые два года изучаются дисциплины фундаментального, гуманитарного и общеэкономического блоков, а в последующие полгода-год — основы профессиональных дисциплин.
Первые два года обучения в колледже должны соответствовать первым двум годам обучения в институте. Отбор на дальнейшее обучение в институте и получение степени бакалавра производится на конкурсной основе.
После 4 лет обучения в институте и написания теоретической выпускной работы студенту присваивается степень бакалавра по выбранной специальности с выдачей соответствующего диплома. Однако действующая нормативная база не предусматривает квалификационных характеристик выпускника со степенью бакалавра, не определяет его места в перечне специалистов для народного хозяйства. Это затрудняет его востребование предприятиями. Для решения этих вопросов на законодательном уровне, необходимо закрепить статус бакалавра как соответствующий квалификационной ступени специалиста.
Для получения высшего образования по специальности необходимо продолжить обучение на следующей ступени — в магистратуре.
Обучение в магистратуре можно продолжать по двум направлениям: для работы на предприятии, фирме и для преподавательской деятельности. Соответственно сроки обучения будут различны. Если студент планирует идти на предприятие, срок обучения составит 0,5-1 год, если на преподавательскую работу — 1,5-2 года. На этих этапах обучения должны даваться конкретные знания по профессиональным дисциплинам применительно к выбранному месту работы (торговля, промышленность, сфера услуг и т.д.), дополнительные гуманитарные знания, расширяющие кругозор, а также производственная практика по специальности.