Типичная схема образовательной среды в Европейских странах представлена на рис.3.1.
Для данной образовательной среды характерны периодические плановые прерывания учебы для работы на фирмах с последующим продолжением учебы.
Второе качество этой системы – её многоступенчатость, которая позволяет гибко перепрофилировать обучение в соответствии с конкретными потребностями обучаемого, а также с потребностями рынка. Плавный переход к университетскому образованию, которое также многоступенчато, позволяет гибко управлять воспроизводством кадров высшей квалификации и дает возможность сделать менеджмент в образовательной системе более универсальным.
Внедрение данной системы подготовки специалистов в российских условиях, сталкивается с определенными трудностями, обусловленными укоренившимися традициями образовательного менеджмента и, главным образом, инертностью министерских структур в вопросах применения передового опыта и их сильной забюрокраченностью. Тем не менее автор дипломной работы вносит предложение о более широком развитии данной практики в образовательном менеджменте при организации и планировании образовательными структурами.
2. Необходимо также приложить большие усилия для правильной организации и функционирования Регионального центра профориентации и занятости, как единого конгломерата работников университетов, колледжей, отделов ТиЗН, администрации Региона с привлечением для решения поставленных вопросов руководителей ведущих предприятий и предпринимательских структур.
|
Также необходимо создать рабочую группу из наиболее квалифицированных специалистов для развития Единой программы по реформированию образовательной среды Восточного Оренбуржья и области в целом, а также для формирования единого научного подхода к решению проблем воспроизводства кадров высшей квалификации с учетом глубокого изучения передового международного и российского опыта.
Крайне необходимым представляется более широкое участие образовательных учреждений в международных программах по поддержке и развитию образования (таких как TACIS, TEMPUS, LEONARDO и т.д.).
3. На сегодняшний день существует огромная, открытая и почти незаполненная область образования — повышение квалификации и переподготовка взрослого населения. Наша отечественная система образования и раньше была и еще сейчас в соответствии с Законом РФ «Об образовании» строится в виде элитарной «пирамиды»: внизу, в основании самые массовые по числу выпускников лицеев и колледжей, далее — меньшие по охвату молодежи и числу выпускников вузы, на вершине — образование для единиц — аспирантура и докторантура. Но эту «пирамиду» необходимо перестраивать в демократический «небоскреб»: в условиях рыночной экономики, в условиях непрерывного образования каждый человек — и выпускник вуза, и выпускник ПТУ должен будет постоянно учиться и переучиваться. Во всем мире это называется последипломным образованием. Сегодня последипломное образование в Законе РФ «Об образовании» отнесено к так называемому «дополнительному», соответственно совершенно необязательному, второсортному образованию, что в корне неправильно. А ведь в перспективе это громадный слой образования, который уже сегодня необходимо хоть как-то структурировать организационно, интегрировать в общую систему образования. При этом возможны, очевидно, два пути: либо дальнейшее развитие институтов повышения квалификации, институтов технического обучения и других учреждений «дополнительного» (а точнее — последипломного) профессионального образования, либо функции повышения квалификации и переподготовки взрослого населения с участием служб занятости возьмут на себя учреждения образования. В то же время жизнь, не дожидаясь каких-либо административных решений, начинает вносить коррективы в деятельность профессиональных образовательных учреждений, ее переориентацию на потребности регионов, их населения и социально-экономических структур в образовательных услугах.
Стратегически важную роль в деле формирования региональных рынков труда, в решении проблемы сбалансированного спроса и предложения рабочих мест призвана обеспечить Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест (утверждена Указом Президента РФ № 768). Комплексной программой предусмотрено выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест.
Опираясь на основные положения указанной программы, каждый район Восточного Оренбуржья должен разработать местные целевые программы. При разработке этих программ необходимо, в первую очередь, учесть:
· стоимость создания и сохранения рабочего места;
· соответствие мер по созданию рабочих мест направлениям структурной перестройки экономики района;
· состояние местного рынка труда.
При составлении местных программ особое внимание следует обратить на:
· паритетное финансирование с использованием различных источников;
· отбора проектов на конкурсной основе;
· организацию (расширение) производства конкурентоспособной продукции, ориентированной на спрос населения;
· развитие социальной инфраструктуры в сельских местностях;
· поддержание занятости в населенных пунктах, где свернута производственная деятельность предприятий, составляющих основу их экономики, территориально удаленных от иных мест приложения труда;
· учет других условий, оказывающих значительное влияние на решение
· проблемы занятости.
При реализации Комплексной программы и разработке своих местных программ, органам исполнительной власти Восточного Оренбуржья необходимо также:
· составить перечень районов, в которых ситуация с занятостью и уровнем жизни населения приобрела критический характер (г.Орск, например, можно совершенно правомерно включить в этот перечень), а традиционные меры по регулированию рынка труда не дают положительных результатов;
· разработать специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест в указанных районах.
Для предотвращения роста социальной напряженности в регионах с высоким уровнем безработицы Комплексной программой предусматривается Министерству труда РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ разработать механизм заключения договоров между регионами об использовании незанятого в одном регионе населения на имеющихся вакантных должностях в другом регионе. Предусмотреть с этой целью создание условий для временного продвижения работников на период предоставления рабочего места, в первую очередь, на предприятиях и в учреждениях с государственным и муниципальным участием, обеспечивающих жизнедеятельность населения.