Катастрофическое положение сложилось в отрасли науки и научного обслуживания. Низкий уровень заработной платы работников науки и научного обслуживания обусловил массированный отток кадров. Весьма незначительны возможности структурных сдвигов в кадровом составе науки, т.к. все усилия по сохранению науки сосредоточиваются пока на сохранении научно-технических специалистов.
Центральной проблемой современного рынка труда в Восточном Оренбуржье можно рассматривать максимально возможное достижение сбалансированности рабочих мест и человеческих ресурсов для труда. Эту проблему нельзя считать новой для отечественной экономики, однако нельзя на признать, что в последнее время эта проблема обострилась. Основными причинами все возрастающего дисбаланса между упомянутыми составляющими рынка труда становятся продолжающийся спад производства и структурная перестройка экономики.
Сбалансированность рабочих мест в регионе обеспечивается в том случае, когда число имеющихся рабочих мест совпадает с трудовыми ресурсами, при этом обязательно учитывается профессиональный состав и квалификация персонала и соответствующие характеристики рабочих мест. Следует иметь в виду, что достижение подобной сбалансированности, даже теоретически, практически невозможно. Поэтому следует стремиться к минимизации дисбаланса рабочих мест и рабочей силы.
При решении названной проблемы необходимо учитывать процессы банкротства и санации предприятий, которые сами по себе имеют весьма противоречивый характер. С одной стороны, имеется необходимость ликвидации и перепрофилировании неэффективных и убыточных производств, с другой принимая во внимание значительное количество монопольных предприятий, проведение мероприятий по ликвидации следует, прежде всего, увязывать с решением сложных социальных проблем, которые возникают при высвобождении работников, а именно определением правовых условий смены собственника на конкретном убыточном предприятии, определением финансовых средств для обеспечения минимальных социальных гарантий высвобождающимся работникам.
Проведение эффективной политики занятости населения невозможно без компромисса между экономическими и социальными результатами. Необходимо взвешивание экономических результатов развития рыночных отношений с их влиянием на рынок труда и необходимостью введения корректив.
С повышением эффективности труда и функционирования всей экономики у населения может появится материальная основа для обеспечения современных стандартов жизни при снижении уровня занятости, широком распространении режимов труда с неполным рабочим временем, сокращения установленной продолжительности рабочей недели. Даже в целях реализации социальной потребности в профессиональной деятельности как средстве самовыражения личности необходимо достигнуть оптимального сочетания рабочего и свободного времени, а каждому гражданину иметь возможность чередовать труд, учебу, отдых, воспитание детей и т.д.
Поэтому понижение спроса населения на рабочие места, преодоление сверхзанятости его отдельных групп на основе совершенствования программы социальной помощи женщинам с детьми, молодежи, совмещающей работу с учебой, пенсионерам надо рассматривать как непременное условие обеспечения полной занятости при ускорении роста эффективности труда, речь идет о социально и экономически необходимой перегруппировки трудовых ресурсов между сферой труда, учебой и добровольной незанятостью.
В настоящее время федеральные и региональные органы занятости, рассматривая в совокупности проблемы занятости и безработицы (что методически справедливо), ставят вопрос об определении некоторого нормального (предельно допустимого) уровня безработицы. Такая постановка вопроса в какой-то мере объяснима с точки зрения определения уровня безработицы, безопасного для сохранения социального спокойствия в городе, регионе, стране в целом. Можно понять и предпринимателей, которых удовлетворяет факт наличия безработицы, поскольку они видят в ней один из стимулов для эффективного труда занятых и, следовательно, для развития производства. Так, например, известный политик и предприниматель К.Боровой отмечает, что "нам необходимо привести в цивилизованные рамки ту же безработицу, нормальный уровень которой колеблется от 3 до 6% работоспособного населения это та цифра, которая дает экономике конкуренцию и стимул" ("Экономика и жизнь", 1993. №46). Этой же точки зрения придерживается и А.Котляр. Наконец, ясна позиция в отношении безработицы и специалистов, занимающихся вопросами регулирования рыночных отношений, инфляции, ценообразования.
Чтобы качественно управлять занятостью населения и человеческими ресурсами для труда, органы управления должны иметь ясное представление о складывающейся в настоящее время и в перспективе ситуации на рынке труда. Специфическое место в решении проблемы формирования прогнозных оценок развития ситуации на региональном рынке труда играет баланс рабочих мест и трудовых ресурсов.
Таблица 2.12.
Структура безработных на предприятиях
Восточного Оренбуржья в 1998г.
Специаль-ность | С высшим образованием | Без высшего образования | ||||||
До 40 лет | После 40 лет | До 40 лет | После 40 лет | |||||
Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | |
Техник | – | – | – | – |
Средний уровень неофиц. безработицы » 10 % Офиц. безработица » 1%[2] | |||
Экономист | 20 | 30 | 20 | 30 | ||||
Юрист | 5 | 5 | – | 5 | ||||
Бухгалтер | – | 40 | – | 0 | ||||
Учитель | – | – | 0 | 0 | ||||
Без образования | – | – | – | – | ||||