рефераты по менеджменту

Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

Страница
5

Целесообразен эволюционный переход от сложившихся форм учебно-воспитательной и научно-педагогической деятельности к новым. Идеи слома старого, выживание до лучших времен слишком дорого об­ходятся обществу. Они чреваты снижением интеллектуального потенциала страны на длительный период. Вот почему наиболее приемлемой представляется идея дополнить существующие учебные программы новыми, построенными на основе многоуровневой системы подготовки и учитывающими мировой опыт и стандартизацию высшего профессионального образования.

Использование многоуровневой подготовки позволяет внести ряд существенных изменений в государственную политику Российской Федерации в области высшего образования. Во-первых, изменить приоритеты, вместо государства акцент делается на личность, предоставлении ей возможности удовлетворить индивидуальные потребности в образовании. Во-вторых, отстоять суверенность прав личности в выборе вуза, специальности и формы получения образования. В-третьих, интегрировать российские вузы в мировую систему высшего образования. В-четвертых, обеспечить непрерывность процесса образования и преемственность его ступеней. Как видно, многоуровневая система позволяет ликвидировать изъяны нашей традиционной вузовской системы. Кроме того, она более выгодна и самому государству, ибо позволяет вовлечь в социально-экономическую сферу лиц, прервавших образование на той или иной ступени, в соответствии с их образовательным уровнем.

Современные процессы в высшем образовании позволяют получить полное высшее профессиональное образование в двух видах: или в виде квалификации "дипломированный специалист" или в виде академической степени магистра. Лица, получающие степень магистра, проходят как бы два этапа: базовое высшее профессиональное образование (бакалавриат) и полное высшее профессиональное образование.

В сложившейся в прошлом системе вузовскою строительства уже присутствуют элементы многоуровневой системы: учебно-исследовательская работа студентов, курсовое и дипломное проектирование, перевод наиболее способных студентов на индивидуальные планы. Проблема заключается в том, чтобы развернуть все эти формы и методы организации учебно-воспитательного процесса и соответствии с современными реалиями в использовании специалистов с различным уровнем профессионального образования и мировой стандартизации образовательного процесса.

В условиях экономической и политической нестабильности в России молодежь не может на равных конкурировать с более опытными работниками и в первую очередь попадает под увольнение [11].

Положение усугубляется еще и тем, что выпускники получают свободные дипломы. Вследствие отмены в 1990 г. системы государственного централизованного распределения выпускников учебных заведений почти половина из них по окончании высших учебных заведений не в состоянии самостоятельно найти работу, а тем более работу по специальности. Данная группа составляет около 30 % безработной молодежи, зарегистрированной в центрах занятости.

До недавнего времени профориентации как составной части системы подготовки кадров рабочих и специалистов не уделяли достаточного внимания. Приводятся данные о том, что в связи с этим на работе по полученным профессиям закреплялись только около 20 % выпускников лицеев (ПТУ), 48 % – окончивших колледж (техникумы), 51 % - институты.

Замечено, также, что учебные программы в высших учебных заведений практически не учитывают требования рынка труда, которые возникают и со временем видоизменяются вследствие экономических и политических преобразований, осуществляемых в стране.

Отчетливо видно, что необходимы перемены в системе образования, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда.

Система образования должна быть более гибкой, чутко улавливать изменения, происходящие непосредственно на рынке труда, а также в других сферах экономики как на региональном, так и на местном уровне. Учебные программы необходимо постоянно корректировать в соответствии с требованиями рынка, а также с учетом предложений самих предприятий.

В экономике современной России важную роль играет финансово-банковская сфера деятельности. От ее эффективного функционирования в большой степени зависят прогресс экономики, успехи и неудачи проводимых в стране рыночных реформ [25].

Нормальное функционирование и перспективы развития финансово-банковской сферы во многом определяются уровнем профессионализма и компетентности тех специалистов, которые работают в ней.

Обладая глубокими знаниями, они должны быть способны принимать обоснован­ные решения даже в кризисных и экстремальных ситуациях. Таких специалистов сегодня явно не хватает России не только из-за чрезвычайно быстрого расширения финансово-банковских операций и создания множества новых организационных структур, но и потому, что экономические факультеты и вузы, длительное время ориентированные на подготовку кадров для централизованно планируемой эконо­мики, не накопили достаточного опыта подготовки работников, отвечающих тре­бованиям рынка. Если в кратчайшие сроки не изменить эту ситуацию, отрицатель­ные последствия будут неизбежны.

Дефицит высококвалифицированных специалистов, особенно на руководящих по­стах, делает проблему подготовки кадров одной из острейших. Для ее решения нужна соответствующая система образования, которая, должна ор­ганично соединять в себе, с одной стороны, лучшие традиции отечественной выс­шей школы, а с другой — передовой зарубежный опыт, тем более что все условия для этого есть.

Система образования, в том числе финансово-банковского, дли­тельное время была ориентирована на условия хозяйствования, принципиально от­личающиеся от рыночных. Вот почему сегодня задачей первостепенной важности является создание принципиально новой по своему содержанию системы подготовки кадров для финансово-банковского сектора экономики. При этом чем глубже проникают в российскую экономику рыночные основы хозяйствования, тем острее становится необходимость ее решения.

Работа по реформированию существующей системы высшего, в том числе финан­сово-банковского образования, требует глубокого и всестороннего учета междуна­родного опыта, накопленного в этой области. Было бы не только легкомысленно, но и преступно не учесть того, что в экономически развитых странах Запада ры­ночные отношения существуют уже очень давно, в связи с чем система обучения наиболее соответствует рыночной экономике. Россия просто обязана взять все лучшее, что накоплено мировой практикой в области подготовки специалистов с высшим финансово-банковским образованием.

Правда, изучая и стремясь использовать опыт, накопленный другими странами, следует помнить, что практика постижения заграничных новаций сегодня должна претерпеть значительные изменения. В настоящее время изучение и перенесение на российскую почву лишь отдельных элементов международного опыта пред­ставляется явно недостаточным. Нужен системный подход. Ключ к решению этих задач - в переходе на такую систему образования, которая способна обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным мировым стан­дартам в области финансово-банковского образования.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту