Вышеназванные меры в определенной степени будут способствовать сбалансированности спроса-предложения рабочих мест и позволят приблизить распределение профессиональных групп в общей численности занятых (по удельному весу) к показателям экономически развитых стран (табл. 3.1.).
Таблица 3.1.
Удельный вес профессиональных групп в общей численности занятых
в России иСША (в %)
Специальность | Россия | США |
Инженеры | 5,2 | 1,58 |
Техники | 1,43 | 3,26 |
Главные бухгалтеры и Аудиторы | 0,34 1,9 | 1,21 1,62 |
Счетоводы, бухгалтеры, работники учета | 0,74 | 3,35 |
Секретари | 0,22 | 0,54 |
Машинистки | 0,46 | 1,35 |
Научные работники | 2,61 | 4,03 |
Преподаватели вузов колледжей и школ | 1,63 0,7 | 1,41 0,14 |
Зубные врачи | 0,41 | 1,42 |
Товароведы – специалисты по маркетингу | 0,31 | 1,39 |
Продавцы | 1,99 | 3,44 |
Кассиры | 0,56 | 2,11 |
Официанты | 0,12 | 3,95 |
Фермеры | 0,17 | 1,05 |
Водители автотранспорта | 6,78 | 3,04 |
Слесари, сборщики | 6,78 | 0,96 |
Кровельщики | 0,05 | 0,18 |
Маляры | 1,02 | 0,46 |
Электрики | 1,88 | 0,59 |
Бетонщики | 0,13 | 0,06 |
Разнорабочие | 2,71 | 1,14 |
По данным журнала «Служба кадров», 1997, №3
Из таблицы 3.1. можно увидеть, что огромные резервы в развитии перспективных рабочих мест мы имеем по многим специальностям, при этом Россия существенно отстает от США по ряду специальностей (по удельному весу):
• по техникам - в 2,3 раза
• по аудиторам и главным бухгалтерам - в 3,6 раз
• по секретарям - в 4,5 раз
• по машинисткам - в 2,5 раз
• по научным работникам - в 3 раза
• по продавцам, барменам, буфетчикам - в 2,7 раз
• по кассирам - в 4 раза
• по официантам - в 30 раз
• по фермерам - в 6 раз и т.д.
Это существенное отличие России от США вызывает серьезное беспокойство, тем более что по низкоквалифицированным работникам наблюдается обратная картина. Россия значительно «обогнала» США по таким специальностям, как:
• слесари, слесари-сборщики - в 7 раз;
• электрики - в 3 раза;
• бетонщики - в 2,2 раза;
• разнорабочие - в 2,5 раза и т.д.
Данная ситуация свойственна и рынку труда Восточного Оренбуржья, в частности. При успешной реализации предложенных методов решения проблем занятости, значительно облегчиться процесс совершенствования системы воспроизводства кадров высшей квалификации, который и являлся предметом рассмотрения данной дипломной работы.
Заключение
1. Мониторинговый опрос выпускников Восточного Оренбуржья в 1999 году подтвердил основные тенденции образовательных и трудовых ориентаций, главные из них:
• сохранение престижа образования вообще и высшего в частности;
• все более теснее связь поведенческих реакций выпускников с рыночными факторами;
• высокая нацеленность выпускников школ на карьеру, большие заработки.
2. Ситуация, сложившаяся в обществе, оказывает воздействие на планы и намерения выпускников. Это проявляется, прежде всего, в ухудшении социального самочувствия учащихся.
3. Налицо несоответствие между объективными потребностями общества в кадрах и субъективными профессиональными намерениями выпускников.
Происходит подобное из-за недостатка информированности, отсутствия профессионального опыта и знаний учащейся молодежи.
4. Молодые люди ориентируются на тот или иной вариант послешкольного обучения исходя из реальных возможностей, имеющихся в регионе. Однако юноши и девушки не мыслят себе будущей трудовой деятельности без предварительно полученного профессионального образования. Так, примерно 74% опрошенных выпускников Восточного Оренбуржья собираются пойти после школы в учебные заведения.