рефераты по менеджменту

Управление финансами ЗАО "Связной"

Страница
6

Хорошо сочетается (можно даже говорить о дополнении и появлении кумулятивного эффекта) агрессивная политика управления текущими активами с агрессивной же политикой управления текущими пассивами предприятия (при этом возникает агрессивная ПКУ). Аналогично происходит и в случае сочетания консервативной политики управления текущими активами с консервативной же политикой управления текущими пассивами (при этом возникает консервативная ПКУ).

Данная матрица имеет практический смысл при принятии решений о политике комплексного управления текущими активами и текущими пассивами. Руководство предприятия может сделать правильный выбор в этом принципиальном вопросе, имея всю информацию (обязательно достоверную) о внутренней среде предприятия и об основных параметрах внешней среды.

Детально рассмотрим методологические аспекты финансового планирования на предприятии. Они обсуждаются в отечественной экономической науке с момента перехода России к рынку. Теоретические обобщения показывают, что в современных условиях финансовое планирование содержит две основные компоненты – прогнозирование для выработки решений и принятие решений. При этом, если прогнозирование реализуется специальными алгоритмами: методами, методиками, регуляторами и процедурами на вариантной основе, то принятие решений – это волевой процесс.

Э. Хелферт отмечает, что с помощью планирования финансов менеджер определяет, какой станет в будущем деятельность компании в зависимости от ожидаемой экономической, конкурентной, технической и правовой среды.

Финансовый план компании – это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, вы­бора финансовых источников и распределения финансовых ре­сурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансо­вых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата труда работни­ков).

Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основные условия финансового планирования:

1. Прогнозирование. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др.

2. Контроль над воплощением финансового плана в жизнь. Достижение долгосрочных планов невозможно без текущего планирования, подчиненного этим долгосрочным планам.

Сформулированные выше условия имеют достаточно общий вид. В то же время следует осознавать, что финансовый план – это, в конечном итоге, набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий.

Выделение финансового планирования как особого вида планирования, обусловлено [5, c.162]:

· относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства;

· активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство;

· необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов.

Необходимость решения этих задач обусловливает отно­сительно сложную схему организации финансового планирования, в кото­рую кроме вышеизложенной общей схемы может быть включен ряд функционально-ориентированных планов. В ча­стности:

При планировании стремятся обеспечить синергический ха­рактер работы компании, т.е. непропорционально большое по­вышение эффективности работы компании за счет комплексирования ряда элементов.

Финансовое планирование создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвяза­но с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложе­ний и др.). Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производст­ва в финансовые показатели.

Разработка финансового плана связана с определением за­трат на реализуемую продукцию, выручки от реализации, денеж­ных накоплений, амортизации, объема и источников финансиро­вания, намечаемых на планируемый период инвестиций, потреб­ности в оборотных средствах и источниках ее покрытия, распре­делении и использовании прибыли, взаимоотношений с бюдже­том, банками.

Финансовое планирование компании имеет следующую целе­вую направленность:

Общий финансовый план разрабатывается сквозным обра­зом с необходимыми промежуточными согласованиями по служ­бам и подразделениям компании. Процедура финансового плани­рования не сводится только к планированию финансовых пока­зателей предприятия в целом, а включает также: планирование нату­ральных показателей и планирование по структурным подразде­лениям.

В процессе финансового планирования отслеживаются фи­нансовые, а также натуральные показатели. В сводную службу поступают итоговые показатели от каждого подразделения, которые при необходимости могут быть детализированы.

Финансовое планирование осуществляется постоянно, скользящим образом, первые два месяца - понедельно, далее - помесячно (2-3 месяца), затем - поквартально. Процедура планирования на последующие периоды формируется после сопоставления фактических результатов преды­дущего периода с плановыми.

Сформулируем основные технологические принципы финансового планирования [41, c.307].

1. Принцип соответствия состоит в том, что приобретение текущих активов (оборотных средств) следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Другими словами, если предприятие планирует закупку партии товаров, прибегать для финансирования этой сделки к эмиссии не следует. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время, для проведения модернизации парка оборудования следует привлекать долгосрочные источники финансирования.

2. Принцип постоянной потребности в рабочем капитале (собственных оборотных средствах) сводится к тому, что в прогнозируемом балансе предприятия сумма оборотных средств предприятия должна превышать сумму его краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать «слабо ликвидный» баланс предприятия. Данный принцип имеет ярко выраженный прагматичный смысл – определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочной задолженности и собственного капитала). В этом случае предприятие имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств.

3. Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования «не обнулять» денежный счет, а иметь некоторый запас денег для обеспечения надежной платежной дисциплины в тех случаях, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж. В том случае, когда в реальной практике сумма денег предприятия становится чрезмерно большой (выше некоторого порогового значения), предприятие может прибегнуть к покупке высоколиквидных ценных бумаг.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту