Системный подход к управлению качеством предполагает формирование целевой подсистемы управления предприятием, подразумевающей упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели - создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства при минимальных затратах.
Системный подход к управлению качеством на предприятии предполагает использование следующих принципов:
• целенаправленность - позволяет установить границы управления и адресность управленческих решений;
• комплексность - охватывает все стадии жизненного цикла продукта, все структурные подразделения, руководство и весь
персонал предприятия;
• непрерывность - обеспечивает процесс управления, ориентированный на постоянное улучшение системы;
объективность - ориентирует на использование адекватных методов управления, выбор показателей, отражающих действительное состояние управления качеством, подбор управленческого персонала соответствующей квалификации;
• оптимальность - предусматривает необходимость обеспечения результативности и эффективности процессов управления качеством, в частности, и системы в целом.
Система управления качеством предприятия включает общие, специальные и обеспечивающие подсистемы.
К общим подсистемам управления качеством относятся:
• прогнозирование и планирование качества продукции
• учет и анализ оценка качества продукции;
• стимулирование и ответственность за качество продукции;
• контроль качества продукции.
К специальным подсистемам управления качеством относятся подсистемы:
• стандартизации;
• испытаний продукции;
• профилактики брака;
К обеспечивающим подсистемам управления качеством относятся:
• правового обеспечения;
• информационного обеспечения;
• материально-технического обеспечения;
• метрологического обеспечения;
• кадрового обеспечения;
• организационного обеспечения;
• технологического обеспечения;
• финансового обеспечения.
Система управления качеством является частью системы управления предприятием (организацией), которая направлена на достижение выходных данных (результатов), в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с управлением персоналом, инвестиционной и инновационной деятельностью, производственным менеджментом, окружающей средой, охраной труда и т.д. Различные части системы управления организацией могут быть интегрированы вместе с системой управления качеством в единую систему менеджмента, использующую общие элементы
Стратегическое управление качеством предполагает формирование и реализацию стратегии качества на предприятии, под которой понимается совокупность правил и приемов достижения, целей в области качества.
Для формирования стратегии качества необходимо выделить ее основные элементы. К таким элементам относятся:
• Цели, которые ставит перед собой организация в стратегической перспективе в области качества;
• направления деятельности организации;
• совокупность инструментария в достижении стратегических целей в области качества по направлениям деятельности организации.
С понятием стратегии качества тесно связано понятие политики в области качества. Под политикой в области качества понимаются общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные руководством.
Таким образом, стратегия применительно к качеству означает правила и приемы достижения целей в области качества, тогда как политика в области качества конкретизирует намерения и направления деятельности организации по достижению данных целей.
На основе политики в области качества руководство организации устанавливает конкретные цели в области качества. В свою очередь, политика в области качества должна определяться критерием целеполагания стратегии качества как функциональной стратегии предприятия, а конкретные цели в области качества должны устанавливаться на основе политики в области качества.
В условиях конкурентного рынка для коммерческой организации в качестве глобальной цели развития преимущественно рассматривается максимизация прибыли. В этой связи решение проблем качества за счёт реализации различных моделей и методов менеджмента качества является неразрывно связанным понятием и путём достижения основной цели предприятия. Если качество понимать как постоянное удовлетворение потребностей и ожиданий интересов всех заинтересованных сторон, то основным правилом качества работы предприятия должно быть постоянное удовлетворение всех требований заинтересованных сторон за счет совершенствования своей деятельности.
Исходя из анализа отечественного опыта в вопросах качества, следует отметить отсутствие должного внимания к вопросам удовлетворения потребностей потребителей и персонала, в отличие от западного, где широко использовался принцип японских специалистов по качеству: «Исполнитель последующей технологической операции - твой потребителе». В результате в фирме складывается «корпоративная культура», содержанием которой является ориентация на человеческий фактор, обеспечивающая понимание того, что качество - забота каждого.
В этой связи главным критерием целеполагания стратегии качества будет обеспечение баланса удовлетворенности всех заинтересованных сторон ,который может быть достигнут на основе создания системы управления качеством на предприятии.
Система управления качеством предприятия может быть построена на основе различных моделей, методов и средств управления качеством, которые должны выбираться исходя из отраслевых особенностей предприятия и стратегии его развития.
В приложении 4 представлена схема, иллюстрирующая контур стратегического управления качеством предприятия, который показывает взаимосвязь между стратегией, политикой и целями в области качества предприятия, а также системой управления качеством.
На стратегическое управление качеством на предприятии непосредственное влияние оказывают миссия, стратегия развития предприятия, законодательное и нормативно-правовое регулирование, культура качества организации, а также тактическое (оперативное) управление качеством.
Тактическое управление качеством направлено на принятие оперативных управленческих решений, на основе использования различных методов управления качеством, технологий и инструментов их реализации.
Для успешного функционирования любого предприятия необходим, формирование и поддержание эффективной системы управления, составной частью которой выступает менеджмент качества.
В основу формирования системы менеджмента качества могут быть положены МС ИСО серии 9001.