Чтобы оценить последнюю составляющую, участникам опроса был задан вопрос, какие инструменты и методы TQM используются в компании для инновационной деятельности. Распределение голосов отражено в табл. 3.7.
Таблица 3.7
Методы | Доля предприятий, % |
Кружки качества |
24 |
Статистические методы контроля качества |
48 |
Развертывание функции качества (QFD) |
32 |
Анализ видов и последствий отказов (FMEA) |
16 |
Семь простых инструментов обеспечения качества |
44 |
Семь новых инструментов управления качеством |
16 |
Бенчмаркинг |
52 |
Судя по полученным данным, в рамках инновационного процесса наиболее часто применяется бенчмаркинг, который дает возможность на постоянной основе сравнивать свои конкурентные позиции с позициями, прежде всего, прямых конкурентов. Статистические методы контроля качества скорее способствуют стабилизации процесса, нежели организации инноваций, но, безусловно, необходимы для закрепления любых улучшений. Использование развертывания функции качества (QFD) в современных условиях динамично развивающейся внешней среды дает неоспоримые преимущества при организации инновационного процесса, делая его результат в виде конечного продукта адекватным желаниям потребителей.
Таким образом, можно подвести следующие итоги. Опрос выявил достаточно сильную связь между функционирующей СМК и качеством инновационных процессов. Их качество можно повысить, прежде всего, благодаря использованию системы непрерывных улучшений. Однако ее внедрить достаточно сложно, поскольку для решения этой задачи мало просто соответствовать существующим стандартам и выполнять указанные процедуры. Как показал анализ, решающим фактором, определяющим успех в данной области, является вовлечение в процесс улучшений персонала и раскрытие его творческого потенциала. Чтобы система непрерывных улучшений начала стабильно функционировать, необходимо использовать особый инструментарий, созданный в рамках TQM.
Сертификация систем управления качеством на соответствие ИСО 9001 в настоящее время получает широкое развитие в России. Все увеличивающееся число предприятий выбирает сертификацию как эффективный способ повышения конкурентоспособности.
Выход отечественного товаропроизводителя на внешний рынок, а главное - закрепление на нем и успешное развитие бизнеса невозможны без выполнения определенных правил, и первое из них - наличие у предприятия сертифицированной системы менеджмента качества. И если для России наличие сертификата соответствия пока еще достаточная редкость, то для западных предприятий - это правило хорошего тона. Наличие сертификата соответствия, таким образом, является своеобразным свидетельством зрелости предприятия.
С появлением стандартов на системы качества появилась универсальная мера сравнения, позволяющая оценить, какие поставщики удовлетворяют установленным минимальным требованиям, а какие нет. Сегодня в мире более шестисот тысяч предприятий сертифицировали свои системы качества по стандартам ИСО серии 9001. В России их число прогрессивно увеличивается. Эти стандарты стали самыми популярными в истории ИСО из-за значительных рекламных преимуществ, которые они дают обладателю сертификата перед ближайшими конкурентами.
Обычно декларируется, что МС ИСО серии 9001 применимы ко всем предприятиям, вне зависимости от их размера, организационной формы, принадлежности к отрасли производства или сферы услуг.
И если для крупных и средних предприятий, ориентированных на экспорт продукции, добровольная сертификация - предопределенное процедурное действие, то малые предприятия взвешивают выгоды и издержки внедрения системы менеджмента качества.
Что же влияет на это решение и что, на наш взгляд, может дать сертификация малому предприятию? На мой взгляд, причины можно разделить на внешние и внутренние.
1. Рынки в дальнейшем будут демонстрировать свою потребность только в сертифицированных товарах, продукции и услугах, независимо от размеров поставщика. Представляется, что со временем, сертификация будет обязательной. Малым предприятиям присуща мобильность при выходе на рынок благодаря их конкурентным преимуществам - гибкости реакции на спрос, диверсифицированности риска, оперативности управления;
2. Политика государства направлена на повышение конкурентоспособности отечественных товаров при вступлении России в ВТО. Концепция национальной политики России в области качества сформулирована коллегией Госстандарта России и предусматривает оказание помощи предприятиям малого бизнеса во внедрении систем менеджмента качества - подготовку методических материалов и их апробацию на пилотных предприятиях, содействие распространению опыта пилотных предприятий, государственную поддержку предприятий малого бизнеса, внедряющих системы менеджмента качества. Это делает сертификацию финансово доступной;
3. Улучшение имиджа предприятия, преимущество при участии в конкурсах и тендерах (малые предприятия и сертификация - явление в России еще достаточно редкое. ;
4. Отечественные и иностранные финансовые структуры рассматривают сертификацию как снижение риска для кредитования и инвестирования. Малое же предприятие, зачастую не обладая собственным оборотным капиталом, работает на заемных средствах и зависит от кредитных организаций сильнее средних и крупных. Здесь наличие сертификата может сыграть роль своеобразного доброго имени (goodwill) фирмы.
Среди внутренних причин назовем следующие:
1. Удачное внедрение стандартов управления качеством гарантирует создание системы, обеспечивающей постепенный рост показателей бизнеса. На малом предприятии рост может быть резким за счет обозримости нуждающихся в реинжиниринге процессов, возможности их быстрого и кардинального улучшения;
2. Благодаря прописанным процедурам производится четкое разделение и повышение ответственности участников сертифицированных процессов. Система менеджмента качества ориентирована, с одной стороны, на выявление инициативных работников, их эффективную ротацию, с другой, позволяет исключать дублирование функций. В результате повышается общая управляемость организацией.
3. По статистике при внедрении систем управления качеством происходит снижение доли брака на 25%. Требованием стандарта является осуществление поэтапного контроля качества продукции на всех стадиях жизненного цикла. Малое предприятие в ряде случаев способно внедрить тотальный контроль качества без значительных издержек на его осуществление;