• отдельно считать показатель устойчивости функционирования организации;
• прогнозировать перечисленные три комплексных показателя минимум на 5 лет.
Конкурентоспособность организации (Корг) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:
,
где а. —• удельный вес 1-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы i -= 1,2,…., п),; bj — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для промышленно развитых стран (США, Япония, страны Евросоюза, Канада и др.) значимость рынка нами рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран — 0,7, для внутреннего рынка — 0,5; Кij— конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.
Удельный вес i-го товара организации в ее объеме продаж определяется по формуле:
ai = Vi/V,
где V. — объем продаж i-го товара за анализируемый период, млн. ден. ед.; V — общий объем продаж организации за тот же период, млн. ден. ед.
ГЛАВА 2.Упраление качеством как фактор повышения конкурентоспособности
Качество представляет собой сложную категорию, которую можно рассматривать с различных позиций: философской, социальной, технической, правовой, экономической (табл. 2.1).
Можно выделить несколько периодов в развитии подходов к содержанию понятия качества, ориентированных на рассмотрение этой категории с тех или иных позиций:
· 20-50-с годы XX в, когда качество продукции понималось как соответствие требованиям стандартов, а главными методами его достижения являлись методы контроля (ориентация на технические и правовые аспекты);
· 50-70-е годы XX в., когда качество продукции связывается с удовлетворением требований потребителей по соответствующим параметрам (ориентация на экономические и правовые аспекты);
· 70-80-е годы XX в когда качество трактуется как полное удовлетворение потребителей не только с точки зрения повышения показателей качества, но и с точки зрения снижения стоимостных параметров (ориентация на экономические аспекты).
· 80-90-е годы XX в. - понятие качества включает не только полное удовлетворение потребностей, но и ориентацию на латентные (скрытые) требования потребителя, связанные с его ожиданиями и находящие воплощение в товарах рыночной новизны конкурентоспособного качества (ориентация на экономические и социальные аспекты).
· 90-е годы XX в. по настоящее время - понятие качества охватывает не только восприятие производителем (продавцом) удовлетворения требований потребителя, но и восприятие потребителями степени выполнения их требований. При этом удовлетворенность потребителей трактуется как восприятие потребителями степени выполнения их требований. В свою очередь, требование определяется как потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (ориентация на экономические и социальные аспекты).
Таблица 2.1 Понятия категории качества
С философской позиции |
Категория качества означает существенную определённость объекта, в соответствии с которой он отличается от другого объекта. В свою очередь определённость объекта формируется на основе отдельных свойств или их совокупности. Свойство при этом понимается как способ проявления определённой стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать. |
С социальных позиций |
Категория качества означает отношение отдельных субъектов или всего общества к объекту. При этом качество может рассматриваться как категория, зависящая от уровня культуры, религиозных и демографических особенностей индивидуумов и общества в целом. |
С технических позиций |
Категория качества определяется техническими закономерностями в образовании и проявлении физических, электромеханических и других технических характеристик объектов одинакового назначения. |
С правовых позиций |
Категория качества определяется как совокупность свойства объекта, отвечающая требованиям, установленным в нормативно-правовых документах. |
С экономических позиций |
Категория качества рассматривается как результат удовлетворения потребностей. |
Эти подходы нашли непосредственное отражение в определениях, принятых в различных версияхмеждународных стандартов (МС) ИСО серии 9000, которые, как известно, формируют требования к системам менеджмента качества на предприятиях (в организациях). В соответствии с МС ИСО 8602-94 было принято следующее определение качества: «качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». В новой версии МС ИСО серии 9001:2000 качество определяется какстепень, с которойсовокупность собственных характеристик выполняет требования.Требование в свою очередь трактуется как потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Кроме того, отмечается, что термин «качество» может применяться сприлагательными «плохое», «хорошее» или «отличное». В приложении 2показано графическое представление понятий, относящихся к качеству, в соответствии с МС ИСО 9001:2000.
В этих понятиях содержатся основополагающие элементы, определяющие качество как экономическую категорию применительно к различным объектам. К числу данных элементов можно отнести:
• ориентацию на удовлетворение потенциальных и реальных требований потребителя;
• комплексное восприятие категории качества с точки зрения потребителя;
• существование градации в определении качества (плохое, хорошее или отличное), выражаемой степенью выполнения требований.
Качество продукции выступает важнейшим составляющим элементом ее конкурентоспособности.
С экономической точки зрения, наиболее важными представляются конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность товара, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособности отрасли и конкурентоспособность страны.
Само слово «конкурентоспособность», означает способность данного предмета выдержать конкуренцию.
Применительно к продукции конкурентоспособность представляет собой потенциальную возможность продукции быть успешно реализованной на рынке. Таким образом, конкурентоспособность продукции может проявиться только при ее реализации в условиях конкурентного рынка, выступая при этом в виде конкурентоспособности товара.