рефераты по менеджменту

Управление конкурентоспособностью фирмы на основе системы менеджмента качества

Страница
5

• отдельно считать показатель устойчивости функционирования организации;

• прогнозировать перечисленные три комплексных показателя минимум на 5 лет.

Конкурентоспособность организации (Корг) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учетом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются:

,

где а. —• удельный вес 1-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы i -= 1,2,…., п),; bj — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для промышленно развитых стран (США, Япония, страны Евросоюза, Канада и др.) значимость рынка нами рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран — 0,7, для внутреннего рынка — 0,5; Кij— конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

Удельный вес i-го товара организации в ее объеме продаж определяется по формуле:

ai = Vi/V,

где V. — объем продаж i-го товара за анализируемый период, млн. ден. ед.; V — общий объем продаж организации за тот же период, млн. ден. ед.

ГЛАВА 2.Упраление качеством как фактор повышения конкурентоспособности

Понятие категории качества

Качество представляет собой сложную категорию, которую можно рассматривать с различных позиций: философской, социальной, техниче­ской, правовой, экономической (табл. 2.1).

Можно выделить несколько периодов в развитии подходов к содержанию понятия качества, ориентированных на рассмотрение этой категории с тех или иных позиций:

· 20-50-с годы XX в, когда качество продукции понималось как соответствие требованиям стандартов, а главными методами его достижения являлись методы контроля (ориентация на технические и правовые аспекты);

· 50-70-е годы XX в., когда качество продукции связывается с удовлетворением требований потребителей по соответствующим параметрам (ориен­тация на экономические и правовые аспекты);

· 70-80-е годы XX в когда качество трактуется как полное удовлетворе­ние потребителей не только с точки зрения повышения показателей качества, но и с точки зрения снижения стоимостных параметров (ориентация на экономические аспекты).

· 80-90-е годы XX в. - понятие качества включает не только полное удовлетворение потребностей, но и ориентацию на латентные (скрытые) требо­вания потребителя, связанные с его ожиданиями и находящие воплощение в товарах рыночной новизны конкурентоспособного качества (ориентация на экономические и социальные аспекты).

· 90-е годы XX в. по настоящее время - понятие качества охватывает не только восприятие производителем (продавцом) удовлетворения требований потребителя, но и восприятие потребителями степени выполнения их требова­ний. При этом удовлетворенность потребителей трактуется как восприятие потребителями степени выполнения их требований. В свою очередь, требование определяется как потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (ориентация на экономические и социальные аспекты).

Таблица 2.1 Понятия категории качества

С философской позиции

Категория качества означает существенную определённость объекта, в соответствии с которой он отличается от другого объекта. В свою очередь определённость объекта формируется на основе отдельных свойств или их совокупности. Свойство при этом понимается как способ проявления определённой стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать.

С социальных позиций

Категория качества означает отношение отдельных субъектов или всего общества к объекту. При этом качество может рассматриваться как категория, зависящая от уровня культуры, религиозных и демографических особенностей индивидуумов и общества в целом.

С технических позиций

Категория качества определяется техническими закономерностями в образовании и проявлении физических, электромеханических и других технических характеристик объектов одинакового назначения.

С правовых позиций

Категория качества определяется как совокупность свойства объекта, отвечающая требованиям, установленным в нормативно-правовых документах.

С экономических позиций

Категория качества рассматривается как результат удовлетворения потребностей.

Эти подходы нашли непосредственное отражение в определениях, принятых в различных версияхмеждународных стандартов (МС) ИСО серии 9000, которые, как известно, формируют требования к системам менеджмента качества на предприятиях (в организациях). В соответствии с МС ИСО 8602-94 было принято следующее определение качества: «качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». В новой версии МС ИСО серии 9001:2000 качество определяется какстепень, с которойсовокупность собственных характеристик выполняет требования.Требование в свою очередь трактуется как потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Кроме того, отмечается, что термин «качество» может применяться сприлагательными «плохое», «хорошее» или «отличное». В приложении 2показано графическое представление понятий, относящихся к качеству, в соответствии с МС ИСО 9001:2000.

В этих понятиях содержатся основополагающие элементы, определяю­щие качество как экономическую категорию применительно к различным объектам. К числу данных элементов можно отнести:

• ориентацию на удовлетворение потенциальных и реальных требований потребителя;

• комплексное восприятие категории качества с точки зрения потреби­теля;

• существование градации в определении качества (плохое, хорошее или отличное), выражаемой степенью выполнения требований.

Качество как составляющий элемент конкурентоспособности

Качество продукции выступает важнейшим составляющим элементом ее конкурентоспособности.

С экономической точки зрения, наиболее важными представляются конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность товара, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособности отрасли и конкурен­тоспособность страны.

Само слово «конкурентоспособность», означает способность данного предмета выдержать конкуренцию.

Применительно к продукции конкурентоспособность представляет собой потенциальную возможность продукции быть успешно реализован­ной на рынке. Таким образом, конкурентоспособность продук­ции может проявиться только при ее реализации в условиях конкурентно­го рынка, выступая при этом в виде конкурентоспособности товара.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту