рефераты по менеджменту

Управление конкурентоспособностью фирмы на основе системы менеджмента качества

Страница
2

Для оценки конкурентоспособности товара и организации применяют систему единичных (рис.1.1), групповых и интегральных показателей.

Единичный показатель – это отношение величины какого–либо параметра или показателя производства изделия к величине соответствующего параметра или показателя конкурирующего товара.

Интегральный показатель конкурентности товара определяется на базе групповых параметров или показателей и характеризует конкурентоспособность изделия по определённой совокупности технико-экономических параметров относительно аналогичных параметров конкурирующих товаров.

С целью более объективной оценки конкурентности товара и продукции предлагается производить её средневзвешенными интегральными показателями конкурентоспособности:

- средневзвешенный интегральный показатель конкурентоспособности товара – это интегральные показатели конкурентности товара по определённой совокупности параметров, взвешенные относительно нескольких конкурирующих товаров;

- средневзвешенный интегральный показатель конкурентоспособности продукции – это средневзвешенные интегральные показатели конкурентности товаров по определённой совокупности параметров, взвешенные относительно выпускаемых товаров предприятия.

- конкурентоспособность организации – это совокупность трудового и научно-производственного потенциала предприятия, способного создавать и производить продукцию определённого уровня конкурентоспособности по потреблению и производству.

Совокупность множества относительных параметров, характеристик и показателей, участвующих в определении единичных, групповых и интегральных показателей конкурентоспособности продукции, объективно отражает конкурентность работы организации. Стратегия конкурентоспособности продукции и организации осуществляется позиции интегральной оценки результативности системы. Отсюда возникает необходимость содержательного и количественного технико-экономического обоснования параметров, характеристик и показателей, которые присутствуют в интегральных показателях конкурентоспособности продукции по потреблению и производству.

Проблемы и задачи повышения конкурентоспособности организации.

На снижение конкурентоспособности организации в современных условиях оказывают влияние следующие факторы: неразвитость рыночной инфраструктуры, неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции, изношенность (физическая и моральная) основных фондов.A так же относительно высокая ресурсоёмкость выпускаемой продукции, убыточность производства продукции, субъективность в ценовой и налоговой политике, неуправляемость конкурентностью продукции организации со стороны компании, отраслей и регионов, усиление конкурентности со стороны ведущих зарубежных фирм и др.

Интенсивное развитие организации осуществляется на основе экономически обоснованного совершенствования техники, технологии и организации производства, труда, управления, благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, передового опыта, режиму экономии, мобилизации внутренних резервов и проявляется в повышении уровня и динамики соотношения результатов производства с затрачиваемыми и привлекаемыми ресурсами.

Проблема перехода к оценке по рыночной категории «конкурентоспособность организации» означает переход к познанию и внедрению передового международного научно-технического прогресса, научно-практического опыта в управлении и организации производства. Без чётких знаний технико-экономических характеристик продукции, управления и организации производства ведущих мировых фирм-конкурентов невозможно определить направления совершенствования отечественной продукции, пути повышения производства, а в итоге невозможно повысить уровень конкурентоспособности продукции и организации в рыночных условиях.

Важнейшей проблемой конкурентоспособности товара являются методы оценки его конкурентности, которые должны комплексно оценивать научно-технические, производственные и экономические параметры относительно конкурирующих товаров. Важно отсеять неудачные технические идеи на ранних стадиях научно-производственного процесса, чтобы напрасно не тратить время и средства.

Уровни производственных издержек и цены являются важнейшими критериями повышения конкурентоспособности продукции на ранних стадиях разработки за счёт дополнительных мер по повышению по повышению потребительских параметров и соответственно цены на изделие и по снижению ресурсоёмкости изделия: материалоёмкости, фондоёмкости, зарплатоёмкости, энергоёмкости и налогоёмкости.

Важнейшая проблема конкурентоспособности отечественной организации- низкий уровень производительности труда и прибыли, которые по содержанию относятся к экономической группе показателей, но при этом резко снижают конкурентность отечественных товаров. На уровень указанных показателей оказывают влияние многочисленные параметры продукции и научно-производственного процесса в организации.

Кроме того, комплекс относительных единичных, групповых и интегральных показателей конкурентоспособности продукции и предприятия является объективной оценкой результата работы каждого подразделения и каждого работника организации.

Таким образом, решение проблемы конкурентоспособности организации в рыночных условиях во многом зависит от решения проблемы: оценки конкурентности всех потенциалов во всех сферах научно-производственной деятельности организации; оценки конкурентоспособности продукции по всем технико-экономическим параметрам и на всех этапах её разработки и создания; оценки конкурентности результата работы кадров.

При этом организации необходимо осуществлять оценку и прогнозирование конкурентоспособности относительно конкурирующих фирм. С этой целью требуется, во-первых, разработать соответствующую стратегию в области конкурентоспособности продукции и организации, во-вторых, создать методическую и информационную базу по оценке и прогнозированию конкурентоспособности организации, сформировать и постоянно пополнять информационную базу о научно-производственных процессах и технико-экономических характеристиках товаров на фирмах-конкурентах.

Планирование и организация контроля по повышению конкурентоспособности организации должны функционировать постоянно и системно на всем протяжении научно-производственного процесса. Систематическую оценку конкурентоспособности товаров и продукции по предприятиям, отраслям и регионам предлагается превратить в самостоятельный участок аналитической работы, результаты которой целесообразно сделать составной частью информационной базы принятия управленческих решений разного уровня по вопросам финансирования, кредитования, инвестиционной и технической политики.

Как показывает международный научный и практический опыт, конкурентное управление должно базироваться на следующих принципах (приложение 1).

Особенности конкурентоспособности в современных условиях

Главными субъектами международной конкуренции в современных условиях стали транснациональные корпорации (ТНК), превратившиеся в крупнейшие многоотраслевые комплексы, осуществляющие конкурентную борьбу одновременно на многих отраслевых товарных рынках и имеющие возможности маневрирования на разных рынках в рамках глобальной стратегии ТНК в целом. Это обеспечивает им определенную устойчивость в получении прибылей, особенно в периоды ухудшения хозяйственной конъюнктуры.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту