Деятельность по формированию и внедрению систем менеджмента качества на предприятиях в соответствии с МС ИСО серии 9000 должна включать следующие этапы.
I. Предпроектный анализ и обучение.
II. Разработка политики и целей в области качества.
III. Проектирование системы менеджмента качества. IV. Документирование системы менеджмента качества предприятия
V. Внедрение системы менеджмента качества на предприятии.
VI. Подготовка к сертификации системы менеджмента качества.
I этап. Предпроектный анализ и обучение
Включает анализ организационных и технико-экономических условий внедрения МС ИСО серии 9001 и проведение базового обучения в области менеджмента качества руководителей предприятия и ведущих специалистов.
Анализ условий внедрения МС ИСО серии 9001 должен показать возможность и целесообразность применения на данном предприятии этих стандартов. Подобный анализ целесообразно проводить по следующим основным направлениям:
· анализ, действующий на предприятии нормативной и технической документации, устанавливающей требования к техническому уровню и уровню качества продукции, технологическим процессам ее производства и регламентирующей порядок проведения контроля качества и испытаний продукции;
· анализ состояния технологических процессов производства, полноты и правильности проведения контроля и испытаний;
· анализ состояния оборудования, технологической оснастки, инструментов, энергоносителей и других средств труда;
· анализ состояния работы по метрологическому обеспечению на предприятии;
· анализ состояния дисциплины поставок и качества, используемых в производстве сырья, материалов и комплектующих изделий; анализ укомплектованности предприятия кадрами и порядка подготовки и повышения квалификации. Такой анализ проводится на основе
данных обследования деятельности всех подразделении предприятия, влияющих на качество продукции.
На основании анализа организационных и технических условий внесения МС ИСО серии 9001 составляется отчет, который в дальнейшем может послужить основой для определения руководством предприятия политики и целей в области качества. Кроме того, проведенный анализ способствует повышению эффективности обучения персонала в области качества, которое должно быть организовано на данном этапе. В дальнейшем этим специалисты могут оказать предприятию консалтинговую помощь при проектировании, внедрении и подготовке системы качества к сертификации.
Следует отметить целесообразность приглашения квалифицированных специалистов для оказания консультационных услуг при создании системы менеджмента качества, так как практика показывает, что, как правило, персонал предприятия не может справиться с этой сложной работой самостоятельно.
II этап. Разработка политики и целей в области качества
Руководству предприятия необходимо сформировать и использовать политику в области качества как средство управления предприятием с целью улучшения его деятельности.
При разработке политики в области качества следует учитывать:
- перспективы дальнейших улучшений, необходимые для успешной деятельности организации;
- ожидаемую или желаемую степень удовлетворенности потребите-
- повышение квалификации персонала предприятия; - потребности и ожидания других заинтересованных сторон;
-ресурсы, необходимые для выхода за рамки требований МС ИСО
потенциальный вклад поставщиков и партнеров.
III этап. Проектирование системы менеджмента качества
Предприятие, исходя из политики и целей в области качества, определяет процессы и устанавливает основные виды деятельности в системе менеджмента качества, а также осуществляет распределение ответственности и полномочий руководства в системе.
Для результативного и эффективного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность понимания и выполнения требований; необходимости рассмотрения процессов с точки зрения их значимости для успешной деятельности компании в целом; достижения результатов выполнения процессов и их результативности; постоянного улучшения процессов, основанного на объективной оценке и измерении.
При проектировании системы качества в соответствии с МС ИСО серии 9001:2000 организация должна:
а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;
б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями стандартов.
IV этап. Документирование системы менеджмента качества предприятия
Одно из важнейших требований МС ИСО серии 9001 - обеспечение строго документального оформления порядка выполнения всех работ рамках создаваемой и функционирующей системы менеджмента качества. В связи с этим действия по разработке, утверждению, выпуску, изменению документов требуют особого внимания при формировании и функционировании системы.
В МСИСО серии 9001 определены виды документов для оформления системы менеджмента качества на предприятии, которые схематично представлены в приложении 5.
Документация системы менеджмента качества должна включать:
I. Документально оформленные Политику и Цели в области качества.
II. Руководство по качеству;содержащее область применения системыменеджмента качества; перечень документированных процедур, разработанных для системы менеджмента качества, или ссылки на них;
описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества, матрицу ответственности.
III. Документированные процедуры.
IV. Программы качества, то есть документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.
V. Записи - специальный вид документов, свидетельствующих о соответствиитребованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества. Записи должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми. В этой связи в организации должна быть разработана документированная процедура для определения средств управления, требуемых при идентификации, хранении, защите, восстановлении, определении сроков сохранения и изъятии записей