Для того, чтобы документация системы менеджмента качества отвечала потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон, при ее формировании руководству необходимо учитывать:
- пользование организацией международных, национальных, региональных и отраслевых стандартов;
- соответствующие законодательные и другие обязательные требования;
- другую внутреннюю документацию организации и принимаемые управленческие решения;
- источники внешней информации, касающиеся возможностей организации;
- информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон.
Доступ к документации предоставляется работникам организации и другим заинтересованным сторонам, исходя из политики формирования информационной системы на предприятии в целом.
V этап. Внедрение системы менеджмента качества на предприятии
На данном этапе должны быть проведены организационные изменения на предприятии в части структуры управления предприятием, формирования и комплектации персоналом служб управления качеством, введение в действие документов системы менеджмента качества и проверка соблюдения их требований, составление акта о внедрении системы менеджмента качеств Эффективность функционирования системы менеджмента качества обеспечивается постоянной ее актуализацией, которая основывается на результатах аудиторских проверок.
VIэтап . Подготовка к сертификации системы менеджмента качества
Этот этап предполагается реализовывать на предприятии, которое принимает решение о сертификации системы менеджмента качества. Соответственно на данном этапе необходимо выбрать орган по сертификации. При этом необходимо учитывать авторитетность того или иного органа по сертификации систем менеджмента качества, требования заказчиков или контрагентов (если речь идет о возможном заключении выгодного контракта), желания самого предприятия, его финансовые возможности и т.п. Далее необходимо оформить договор на сертификацию, провести сертификационный аудит системы менеджмента качества и подготовить персонал организации к взаимодействию с внешними аудиторами.
Изложенный нами порядок формирования систем менеджмента качества на предприятиях носит общий характер. Вместе с тем практика показывает, что все выше названные этапы в той или иной степени детализации присутствуют в процессе разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента качества на предприятиях.
Управление качеством как функциональная подсистема должна иметь определенное место в организационной структуре предприятия.
На протяжении ХХ-го столетия функция управления и обеспечения качества на предприятии организационно меняла свой статус:
1. Изначально функция качества поручалась отделам технического контроля (ОТК), работа которых была ориентирована на качество произведенных товаров и обеспечение функционирования производственного процесса без брака. Кадровый состав отделов в основном был представлен инспекторами-контролерами, в функцию которых входило управление работой расставленных по участкам контролеров. Одним из вариантов подотчетности ОТК стало непосредственное подчинение директору завода.
2. После Второй мировой войны появились отделы контроля качества, т.е. подразделения, специализирующиеся на планировании и анализе качества, которые были ориентированы больше на предупреждение дефектов, чем на контроль. В организационной структуре предприятия появилась должность менеджера по качеству (директор по качеству), которому подчинялись главный контролер, отдел контроля качества и связанные с ним службы. В 50-х годы была введена должность инженера по надежности, для которых, были созданы отдельные подразделения, появившиеся затем в отделах качества.
3. В 60-е годы произошло закрепление за функцией качества деятельности получившей название "обеспечение (гарантия) качества. Со временем отделы контроля качества и их восприемники - отделы качества приобретали все более широкий круг задач.
Возможный вариант построения организационной структуры службы (отдела) по управлению качеством представлен в приложении 6.
Одним из составляющих элементов системы управления качеством на стадиях производства и реализации промышленной продукции является организация и проведение технического контроля качества. Технический контроль - это проверка соответствия продукции или процесса от которого зависит качество продукции, установленным стандартам или техническим требованиям.
Основной задачей технического контроля на предприятии является своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции, состоянии оборудования и технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям требований стандартов и технических условий.
Основными задачами технического контроля являются:
- предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, эталонов, технической документации, договорным условиям;
- укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.
Продукция предприятия может быть реализована только после приемки ее ОТК.
Функции технического контроля во многом определяются задачами и объектами производства. Организация на предприятии технического контроля предполагает планирование и разработку методов контроля качества продукции и его проведение.
Планирование и разработка методов контроля качества включает:
- планирование контроля качества и технических средств контроля; - сбор информации о качестве, определение затрат на обеспечение
качества, обработку информации и анализ данных о качестве из сферы производства и эксплуатации;
разработку методик контроля, обеспечивающих сравнимость и надежность результатов контроля качества.
Контроль качества включает:
- входной контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятий;
- производственный пооперационный контроль за соблюдением установленного технического режима, а иногда и межоперационную приемку продукции;
- систематический контроль за состоянием оборудования, контрольно-измерительных приборов новых и находящихся в эксплуатации приспособлений и другие проверки;
- контроль моделей и опытных образцов;
- контроль готовой продукции.
Возглавляет ОТК начальник отдела, непосредственно подчиняющийся директору предприятия. Начальник ОТК имеет право прекратить приемочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся дефекты, до устранения причин, вызывающих эти дефекты, запретить использование сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента, не отвечающих установленным требованиям изготовления новой продукции. При возникновении брака начальник ОТК предъявляет обязательные для исполнения требования к подразделениям и должностным лицам предприятия по устранению причин возникновения дефектов продукции и предоставляет руководству предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и рабочих, виновных в изготовлении бракованной продукции. Начальник ОТК наравне с директором и главным инженером предприятия несет ответственность за выпуск недоброкачественной или несоответствующей стандартам и техническим условиям продукции.