Коэффициенты весомости групп и показателей соответственно и , (j=1,2…,l; l - число групп), , удовлетворяющие следующим условиям: , , и , предлагается определять с помощью экспертного метода по парных сравнений с использованием шкалы преобразования качественных оценок важности одной группы (одного показателя) над другой группой (другим показателем) в количественные оценки.
В таблице 2.1 индексы i, j - номера сравниваемых групп показателей (показателей) (i, j =1,2,…,k k=l либо k=n). Алгоритм вычисления коэффициентов весомости представлен таблицей 2.2.
Таблица 2.2
Вычисление коэффициентов весомости групп показателей (показателей), характеризующих уровень конкурентоспособности предприятия.
Группы показателей (показатели) |
П1 |
П2 |
… |
… |
… |
Пk |
Первая группа (первый показатель) П1 |
1 |
|
… |
… |
… |
|
Вторая группа (второй показатель) П2 |
|
1 |
… |
… |
… |
|
… |
… |
… |
1 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
1 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
1 |
… |
k - ая группа (k - й показатель) |
|
|
… |
… |
… |
1 |
Сумма коэффициентов по каждой группе (каждому показателю) Si |
S1= |
S2= |
… |
… |
… |
Sk= |
Расчет коэффициентов весомости групп показателей (показателей) конкурентоспособности ki |
|
|
… |
… |
… |
|
S - итог суммирования коэффициентов по всем группам (всем показателям) S= |
Для вычисления коэффициентов весомости групп показателей (показателей) конкурентоспособности предприятия соответственно и можно также использовать метод баллов, представленный формулой (2.2) [51 с. 311]:
, (2.2)
где: - коэффициент весомости i-й группы (i-го показателя) конкурентоспособности предприятия;
i - номер группы (показателя);
j - номер эксперта;
d - количество экспертов;
- балл, присвоенный i-й группе (i - му показателю) j-м экспертом;
- сумма баллов, присвоенных j-м экспертом всем группам (всем показателям).
Число показателей и групп показателей зависит от задач, которые ставятся при определении конкурентоспособности предприятия, а также, от особенностей его деятельности, занимаемого им рыночного положения по сравнению с конкурентами и др.
Этап 6. Определение групповых показателей конкурентоспособности сравниваемых предприятий. Прежде чем производить вычисление интегрального показателя конкурентоспособности предприятия, необходимо рассчитать групповые показатели конкурентоспособности согласно формуле (2.3):
, (2.3)
где: - весовой коэффициент -го показателя в -ой группе показателей конкурентоспособности предприятия, ;
- j-й нормализованный показатель конкурентоспособности i-ой группы;
- число показателей в группе.
В качестве группового показателя конкурентоспособности предприятия можно предложить среднюю геометрическую величину одиночных показателей. В пользу использования среднего геометрического можно привести следующие аргументы.
Во-первых, перемножение одиночных показателей проводится в связи с тем, что все они тесно взаимосвязаны, и не принятие во внимание хотя бы одного из них, равнозначно равенству нулю группового показателя конкурентоспособности, который нельзя определять частично. Определение конкурентоспособности имеет смысл только в том случае, если адекватно оценивается весь спектр факторов [92 стр.46].