, (2.20)
где: - средняя наработка на отказ восстанавливаемого объекта, ч;
- среднее время восстановления объекта после отказа, ч.
Интегральный показатель качества сервиса продукции предлагается рассчитывать по формуле (2.21):
, (2.21)
где: n - количество частных показателей качества сервиса продукции;
- весовой коэффициент i-го показателя качества сервиса, ;
- значение i-го частного показателя качества сервиса продукции относительно эталонного.
В качестве показателей качества сервиса продукции рассматриваются следующие показатели: качество (достоверность, добросовестность, этичность) рекламы, баллы; гарантийный срок техобслуживания товара, лет; качество маркировки и упаковки товара, баллы; коэффициент полноты, достоверности и качества оформления сопроводительной документации, доли единицы; имидж торговой марки и торгового центра, баллы; качество обслуживания покупателя, баллы; трудоемкость подготовки товара к функционированию, н/час; качество послепродажного обслуживания покупателя, баллы;
Обобщенный показатель изменения степени удовлетворения требований рынка можно представить с помощью следующей формулы:
, (2.22)
где: - индекс изменения объемов продаж равный ;
, - объемы продаж соответственно на начало и конец периода;
- индекс изменения конкурентоспособности продукции равный ;
, - конкурентоспособность продукции соответственно на конец и начало периода.
При оценке результатов хозяйственной деятельности необходимо исходить из основополагающего принципа - конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании, имеющихся в его распоряжении ресурсов. В связи с этим возникает проблема выбора критериев продуктивности использования ресурсов предприятия. Продуктивность использования ресурсов предполагает наибольшую отдачу, наибольший результат, приходящийся на единицу совокупных ресурсов, которыми располагает предприятие. Если деятельность предприятия связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, то продуктивность может быть оценена показателями рентабельности производства продукции.
Теоретически можно вычислять комплексный показатель продуктивности использования ресурсов предприятия, включающий ряд частных показателей (относительно эталонных), рассчитанных по формуле:
, (2.23)
где: - коэффициент значимости j-го показателя продуктивности;
k - количество показателей продуктивности.
Кроме этого, к результатам хозяйственной деятельности в данной работе предлагается относить показатели финансового состояния предприятия, комплексный показатель которого вычисляется по формуле (2.24):
, (2.24)
где: - коэффициент значимости m-го показателя финансового состояния предприятия;
k - количество показателей;
- значение m-го частного показателя финансового состояния относительно эталонного.
Показатель результатов хозяйственной деятельности предприятия вычисляется по формуле (2.25):
, (2.25)
где: - весовые коэффициенты показателей финансового состояния и продуктивности использования ресурсов.
Показатели , и могут быть рассчитаны как в целом по фазе жизненного цикла, в котором находится предприятие, так и по любому ее внутреннему интервалу.
В системе управления конкурентоспособностью предприятия актуальной является проблема оптимального распределения ограниченных финансовых ресурсов с целью улучшения факторов конкурентоспособности предприятия и, как следствие, повышения самой конкурентоспособности. В настоящей работе предлагается оценивать все ресурсы предприятия, направляемые на повышение его конкурентоспособности, в денежном эквиваленте. Критерий оптимизации распределения выделяемых денежных средств заключается в минимизации разницы между интегральным показателем конкурентоспособности предприятия, получаемым в результате перераспределения средств и интегральным показателем конкурентоспособности предприятия-эталона. Минимизируемый функционал рассматривается как функция финансовых затрат, направляемых на улучшение уровня факторов конкурентоспособности предприятия.
Модель оптимального распределения финансовых ресурсов, выделяемых на повышение конкурентоспособности предприятия, имеет следующий вид [37, стр.115]:
(2.26)
при условии ограниченности финансовых ресурсов предприятия
, , , (2.27)
где: n - количество факторов определяющих конкурентоспособность предприятия;
- объем финансовых затрат, направляемых на улучшение уровня i-го фактора конкурентоспособности предприятия;
- уровень -го фактора конкурентоспособности предприятия как функция финансовых затрат;