Для оценки второго фактора конкурентоспособности предприятия - степени удовлетворения требований рынка использовался показатель конкурентоспособности товарной массы (), вычисляемый по формуле (2.14). При этом интегральный показатель конкурентоспособности продукции определялся на основе формул (2.15)-(2.21) как сумма взвешенных показателей эффективности продукции и качества сервиса.
В таблице 3.3 приведены исходные данные и результаты оценки эффективности одного из видов продукции (погрузочные машины МПКТ), производимого ОАО «НМЗ» и его конкурентом.
Таблица 3.3
Исходные данные и результат оценки эффективности продукции (погрузочные машины МПКТ-ЗУ) ОАО «ЗМЗ» и конкурента за 2003 г.
Показатели конкурентоспособности продукции |
Значение показателя | |
ОАО НМЗ |
ОАО ЗМЗ | |
1 |
2 |
3 |
1. Эффективность образца изделия (интегральный показатель качества) (м3/руб) |
199 |
188 |
1.1. Показатель назначения (полезный эффект) (м3) |
1857984 |
1836184 |
1 |
2 |
3 |
1.2. Показатели надежности в том числе: |
- |
- |
- нормативный срок службы (использования, хранения) Т1, Т2,, Т3 (лет) |
8 |
8 |
- часовая паспортная производительность () (м3/ч) |
200 |
195 |
- годовой плановый фонд времени работы машины () (ч) |
3000 |
3000 |
- коэффициент безотказности |
0,95 |
0,92 |
- коэффициент ремонтопригодности |
0,98 |
0,985 |
- коэффициент сохраняемости |
0,97 |
0,96 |
1.3. Показатели экологичности |
0,94 |
0,93 |
1.4. Показатели эргономичности |
0,85 |
0,87 |
1.5. Показатели эстетичности (дизайна) |
0,91 |
0,92 |
1.6. Показатели технологичности |
0,88 |
0,85 |
1.7. Показатели стандартизации и унификации |
0,87 |
0,88 |
1.8. Показатели совместимости и взаимозаменяемости |
0,77 |
0,81 |
2. Всего совокупные затраты за жизненный цикл единицы товара, (руб) в том числе: |
9315 |
9755 |
2.1. Затраты на стратегический маркетинг (руб) |
80 |
75 |
2.2. Затраты на НИОКР (руб) |
550 |
580 |
2.3. Затраты на ОТПП (руб) |
600 |
630 |
2.4. Затраты на производство (руб) |
4120 |
4350 |
2.5. Затраты на внедрение (руб) |
475 |
490 |
2.6. Затраты на сервис (руб) |
250 |
200 |
2.7. Затраты на эксплуатацию (использование) и ремонт (утилизацию) за нормативный срок службы товара (руб) |
400 |
450 |
2.8. Затраты на демонтаж и ликвидацию (реализацию) элементов основных производственных фондов (включая и саму машину), выводимых в связи с освоением и внедрением новой машины (руб) |
40 |
30 |
3. Корректирующий коэффициент, учитывающий конкурентные преимущества |
0,7 |
0,73 |
4. Удельная цена товара |
7210 |
7600 |
5. Результат оценки показателя эффективности продукции |
0,65 |
0,53 |
В таблице 3.4 приведены исходные данные и результат оценки показателя качества сервиса ОАО НГМЗ.
Таблица 3.4
Оценка качества сервиса ОАО «ЗМЗ»
Показатели качества сервиса |
Вес показ-ля |
Абсолютные значения показателей |
Относительный показатель |
Взвешенный показатель | |
ОАО ЗМЗ |
ОАО НМЗ | ||||
1. Качество (достоверность, добросовестность, этичность) рекламы на товар баллы (максимум 100) |
0,1 |
95 |
98 |
0,95 |
0,095 |
2. Гарантийный срок (бесплатного) техобслуживания покупателя товара, лет |
0,15 |
1,5 |
2 |
0,75 |
0,113 |
3. Качество маркировки и упаковки товара, баллы |
0,1 |
92 |
95 |
0,97 |
0,097 |
4.Коэффициент полноты, достоверности и качества оформления сопроводительной документации, доли единицы |
0,1 |
0,75 |
0,75 |
0,94 |
0,094 |
5. Имидж торговой марки и торгового центра, баллы |
0,2 |
80 |
85 |
0,97 |
0,194 |
6. Качество обслуживания покупателя (включая доставку товара), баллы |
0,15 |
75 |
80 |
1,0 |
0,15 |
7. Трудоемкость подготовки товара к функционированию н/час |
0,1 |
12 |
14 |
1 |
0,1 |
8. Качество послепродажного обслуживания покупателя, баллы |
0,1 |
88 |
84 |
0,92 |
0,092 |
ИТОГО: |
1,00 |
0,725 |