Для подтверждения соответствия продукции, процессов системы менеджмента качества установленным требованиям и повышения результативности деятельности ОАО «НТЭАЗ» осуществляет их мониторинг и измерение. Результаты мониторинга и измерений используются для анализа и улучшения процессов системы менеджмента качества. Требования и порядок выполнения мониторинга и измерений, а также формы обязательных записей установлены документами системы менеджмента качества.
Мониторинг и измерение.
Удовлетворенность потребителей.
Удовлетворенность потребителей рассматривается как один из показателей результативности системы менеджмента качества, а также для определения степени достижения запланированных результатов (целей) по удовлетворению потребностей и ожиданий потребителей.
Для определения удовлетворённости потребителей используется следующая информация:
- письменные и устные опросы потребителей;
- признанные претензии потребителей;
- положительные и отрицательные оценки продукции и деятельности предприятия, высказанные в печати;
- положительные и отрицательные оценки, высказанные относительно продукции и деятельности предприятия на специализированных совещаниях;
- дипломы и другие награды, полученные на выставках и присужденные предприятию Российскими и международными, государственными и общественными организациями.
Полученная информация анализируется и включается в материалы для оценки СМК высшим руководством.
Полностью процедура выявления и оценки удовлетворённости потребителей описана в И-ОП 8.2-002.
Внутренние аудиты (проверки).
Для подтверждения результативности процессов системы менеджмента качества и её соответствия требованиям стандарта ИСО 9001 на ОАО «НТЭАЗ» проводятся внутренние проверки.
Внутренние проверки проводятся по утверждённому Генеральным директором плану-графику (с учётом важности процессов и по результатам предыдущих проверок) специально обученным персоналом – внутренними аудиторами.
Ответственность за организацию, проведение, документирование и анализ результатов внутренних проверок несёт начальник бюро по управлению качеством.
По результатам внутренней проверки составляется отчёт с указанием выявленных несоответствий. Руководитель проверяемого структурного подразделения организует мероприятия по устранению несоответствий и при необходимости, – корректирующие и предупреждающие действия.
Обобщённые данные о результатах внутренних проверок за определённый период являются входными данными для оценки результативности и анализа системы менеджмента качества со стороны руководства.
Более подробно процедура проведения внутренних проверок описана в МИК – БпУК 8.2-08.
Мониторинг и измерение процессов
На ОАО «НТЭАЗ» планируются и проводятся действия по мониторингу и измерению процессов.
Параметры производственных процессов, методы и периодичность их измерений установлены в технологической документации применительно к конкретному процессу.
Критерии оценки, методы и периодичность мониторинга и измерения процессов системы менеджмента качества установлены в настоящем Руководстве и документах системы менеджмента качества.
В конце отчетного периода результаты деятельности процесса оцениваются для сравнения с запланированными показателями.
Мониторинг и измерение продукции.
Для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям предприятие постоянно осуществляет мониторинг и измерение продукции на всех стадиях производства:
· Входной контроль закупленной продукции;
· Операционный и выборочный контроль продукции в процессе производства;
· Приёмо-сдаточные испытания.
Доказательством мониторинга и измерения продукции являются записи (журнал регистрации результатов входного контроля, Заключение о результатах входного контроля, карты учета предъявленной продукции на технический контроль, контрольные карты, журналы регистрации результатов приемо-сдаточных испытаний, паспорт изделия), формы которых установлены в соответствующих документах системы менеджмента качества.
Анализ данных
Выявленные несоответствия, которые влияют на качество продукции, процесс или систему, регистрируются и систематически анализируются специалистами с целью установления и затем устранения причин их возникновения, а также установления результативности системы менеджмента качества и ее адекватности Политике в области качества.
Для анализа используется информация по:
- результатам проведения внутренних проверок;
- удовлетворенности (претензиям) потребителей;
- результатам измерений продукции и процессов;
- результатам контроля соблюдения технологической дисциплины;
- результатам проведения входного контроля закупленной продукции.
Результаты изучения причин несоответствий по всей имеющейся информации регистрируются специалистами предприятия в виде служебных записок, докладываются и обсуждаются на оперативных совещаниях у генерального директора.
Улучшение.
Руководство предприятия постоянно повышает результативность системы менеджмента качества через планирование целей в области качества, принятие решений на основе анализа достижения запланированных целей в области качества, результатов внутренних проверок, корректирующих и предупреждающих действий.
Целью корректирующих действий является устранение изученных и установленных причин несоответствий, значительно влияющих на качество продукции, стабильность процессов и предотвращение повторного их появления. Корректирующие действия являются одним из способов повышения результативности системы менеджмента качества и достижения поставленных целей.
Корректирующие действия включают этапы:
- сбор и анализ данных о несоответствиях;
- установление и изучение всех возможных причин и их идентификация (ранжирование);
- планирование первоочередных мероприятий и необходимых ресурсов;
- проведение корректирующих действий, регистрация данных по предпринятым действиям и достигнутым результатам;
- анализ результативности корректирующих действий.
Данные по корректирующим действиям являются частью входных данных для анализа системы менеджмента качества со стороны высшего руководства.
Предупреждающие действия принимаются в том случае, если появилась тенденция к снижению или нестабильности характеристик продукции, параметров процессов, деятельности.
Тенденции к ухудшению определяют владельцы процессов на основе анализа:
- результатов мониторинга и измерений продукции, процессов, удовлетворённости потребителей;
- данных от заинтересованных сторон;
- результатов анализа системы менеджмента качества со стороны руководства;
- результатов прошлого опыта.
Необходимость в разработке предупреждающих действий определяется размером и характером проблем, а также их непосредственным влиянием на качество продукции.
Решение о разработке и внедрении предупреждающих действий принимает Генеральный директор.
Перечень предупреждающих действий (а также сроки, ответственные исполнители, ресурсы) включаются в ежегодный Комплексный план развития предприятия.