Введение.
Рыночные формы хозяйствования, открытость России для установления торговых отношений с зарубежными странами влечет за собой обострение конкуренции на рынках товаров и услуг, вынуждает многие отечественные предприятия искать все новые и более совершенные инструменты борьбы за потребителя, обеспечивающие устойчивое положение организации на занимаемых сегментах рынка и создающие предпосылки для дальнейшего развития и роста. Для многих предприятий возникает необходимость внедрять инновационные технологии в системе управления качеством.
Конкуренция в условиях рыночной экономики обязывает уделять неослабное внимание проблемам качества как важнейшему фактору повышения уровня жизни населения, его социальной и экологической безопасности. Все большее число отечественных специалистов и политиков осознает, что преодоление кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции с одновременным улучшением ее качества и снижением цены.
Успешное решение проблем качества важно во многих отношениях. Оно позволяет установить новые прогрессивные пропорции между отраслями и внутри их, например, между металлургической промышленностью и машиностроением. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства и повышения ее экономичности. Повышение качества продукции важно и для автоматизации производственных процессов во всех отраслях.
Мною был проведен анализ управления качеством продукции Открытого Акционерного Общества “Нижнетуринский электроаппаратный завод” и выбрана тема дипломного проекта «Управление качеством продукции в сфере её производства», так как в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности продукции предприятия и требованиями заказчиков ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод” приступил к разработке и внедрению системы менеджмента качества, соответствующей требованиям МС ИСО 9000.
ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод” – предприятие, обеспечивающее потребности предприятий энергетического комплекса в высоковольтных аппаратах. Свою продукцию ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод” поставляет не только российским потребителям, но и поддерживает связи с зарубежными странами.
Как известно, в рыночной экономике заказчик имеет возможность договариваться с исполнителем не только о требованиях к качеству интересующей его продукции, но и к условиям ее производства, гарантирующим выполнение этих требований. В зарубежной практике таким условием чаще всего становится требование о наличии на предприятии – исполнителе действующей системы качества, отвечающей требованиям стандартов ИСО серии 9000. Это требование уже начинает включаться и в договора о поставке продукции.
Мой дипломный проект состоит из глав:
1. Теоретические основы управления качеством продукции на производстве, где рассматривается понятие управления качеством продукции на производстве, управление процессом подготовки производства новой продукции, управление техническим уровнем и качеством новой продукции.
2. Управление качеством продукции на примере ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод», где рассматривается характеристика предприятия; условия формирования качества продукции; система управления качеством продукции; измерения, анализ и улучшение качества продукции; моделирование инновационной системы качества продукции.
3. Комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества продукции в системе производства и анализ результативности системы менеджмента качества ИСО серии 9001:2000 на ОАО «НТЭАЗ», где рассматривается улучшение показателей соответствия качества продукции, требуемое потребителями и проведен анализ функционирования системы менеджмента качества и оценка ее эффективности.
Целью моего дипломного проекта является:
- рассмотреть вопрос улучшения показателей соответствия качества продукции, требуемое потребителями;
- провести сравнительный анализ эффективности системы менеджмента качества на примере предприятий ОАО «НТЭАЗ» и ОАО «ЮАИЗ».
Задачи:
- рассмотреть систему управления качеством продукции;
- рассмотреть моделирование инновационной системы менеджмента качества;
- определить условия формирования качества продукции;
- провести анализ результативности инновационной системы менеджмента качества;
- оценить эффективность функционирования системы менеджмента качества.
Выбранная тема в современных рыночных отношениях актуальна, так как качество продукции играет большую роль в становлении и развитии предприятий.
Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества. Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс во многих странах был определен прорывом именно в качестве продукции, позволившим им резко увеличить свой экспорт. Увеличение экспорта отечественных товаров в условиях постоянно растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения их качества. Обостряющаяся конкуренция товаропроизводителей, зарождение и все более широкое распространение потребительского движения в развитых странах привели к повышению роли качества продукции и услуг для определения рейтинга стран в мировой иерархии.
Эффективные нововведения значительно повышают конкурентные преимущества, как выпускаемой продукции, так и самой организации. Современная организация должна иметь возможность гибко реагировать на внешние воздействия, обладать способностью к изменчивости и механизмами приспособления к условиям конкурентной среды.
Для большинства производственных организаций приспособление к изменяющейся внешней среде – самая насущная проблема. Многие руководители организаций уже провели или проводят необходимые преобразования, направленные на повышение эффективности работы.
Теоретические основы управления качеством продукции на производстве.
Под управлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Выделяют управление хозяйственными структурами, в частности управление организацией (группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений). Под организационной структурой понимают распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.
В управление включают не только целенаправленные управляющие воздействия, но и саму постановку целей, выработку политики, принятие решений. Управление связывают с упорядочением кагого-либо многообразия или отождествляют понятие управления с понятием контроля, руководства, менеджмента.
По международным стандартам ИСО для разработки политики и целей введен термин система менеджмента (управления), где система означает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Система менеджмента организации является комплексной и включает следующие системы менеджмента:
- систему общего менеджмента (общие намерения и направление деятельности организации в области управления по целям отраслевого менеджмента);