в 2005 году – 9 372 624 рубля;
в 2006 году – 16 136 650 рублей.
Следовательно, прирост себестоимости в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 6 764 026 рублей.
Анализируя выручку от реализации услуг можно сделать следующий вывод: по сравнению с выручкой 2005 г. выручка в 2006 г. увеличилась на 11 989 000 рублей.
При этом число обслуженных туристов составило:
в 2005 году – 652 человека;
в 2006 году – 1109 человек.
Из этого следует, что произошел общий рост цен на большинство путевок – это очевидно из того, что в стоимостном выражении отклонение в выручке от реализации и себестоимости услуг в 2006 году по сравнению с 2005 годом значительное, а число обслуженных туристов в 2006 году снизилось. Кроме того, уровень накладных затрат на производство услуг за анализируемые периоды практически не менялся – количество сотрудников турфирмы и их зарплаты, а также арендные платежи не изменялись – снизился лишь уровень коммерческих расходов (расходов на рекламу) в 2006 году. В 2006 году увеличились продажи более дорогих туров в те страны, в которые в прошлом году приобретались более дешевые туры. При этом общий объем оказания услуг в 2006 году на 81,66% больше, чем в 2005 году.
Рассчитаем затраты на рубль реализованных услуг. Затраты на рубль реализованных услуг (УЗ) – очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости услуг в целом по организации. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на реализацию услуг к стоимости реализованных услуг. При его уровне ниже единицы реализация услуг является рентабельной, при уровне выше единицы – убыточной.
в 2005 году: УЗ = 9372624/14682000=0,6
в 2006 году: УЗ = 16136650/26671000 = 0,6
По результатам расчетов можно сделать следующие выводы: в 2006 году рентабельность реализации услуг осталась на одном уровне с 2005 годом.
Анализ себестоимости отдельных услуг (туров) нецелесообразен из-за большого ассортимента услуг, возможности изменения (индивидуализации) каждой из них, отсутствия изменений в накладных расходах за анализируемые периоды и невозможности влиять руководством турфирмы на стоимость услуг, входящих в туристическую путевку (например, на проезд, питание, проживание туристов).
Кроме того, калькулирование полной себестоимости турпродукта предполагает расчет всех издержек, связанных с формированием и реализацией единицы турпродукта. При этом методе рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы турпродукта. Но турфирма не занимается данными расчетами, предпочитая прибавлять к себестоимости тура (без учета накладных расходов) наценку.
На каждый вид турпродукции начисляется наценка в размере от 10 до 150 % от себестоимости, величина которой находится в большой зависимости от цен конкурентов.
Средняя (по данным официальной отчетности) наценка составляет 10 – 20 %.
Анализ основных фондов охватывает: их наличие и структуру, состояние и движение, вооруженность труда фондами и эффективность их использования.
При анализе основных фондов используются такие источники информации, как годовой финансовый отчет (баланс) и другая бухгалтерская отчетность.
Турфирма «Магеллан» арендует помещение под офис в здании бизнес-центра площадью 50 м2. Стоимость одного квадратного метра в 2005 году равна 2240 руб. в месяц. Таким образом, величина арендных платежей составляет 112000 руб., в 2006 году арендная плата увеличилась и составила 146995 руб. Эффективно используемая площадь составляет 40 м2. Не смотря на то, что 10 м2 эффективно не используются, эта площадь не может быть резервом для дополнительного использования.
По данным бухгалтерского учета стоимость основных фондов составила:
в 2005 году –12 947 рублей;
в 2006 году – 172 947 рублей.
Среднегодовая стоимость основных фондов (ОФср) составляет:
ОФср = 92 947 рублей
Таким образом, стоимость основных фондов в 2006 году увеличилась на 160 000 рублей по сравнению с 2005 годом в связи с приобретением новой компьютерной техники для сотрудников.
Столь малая величина стоимости основных фондов объясняется тем, что турфирма не имеет помещение под офис в собственности – она его арендует. Возможно также, что турфирма не хочет платить большой налог на имущество. Таким образом, вся стоимость основных фондов относится к активной части основных фондов.
Для анализа движения основных средств необходимо рассчитать коэффициенты:
-обновления;
-поступления (ввода);
-выбытия основных средств.
Коэффициент обновления (Кобн) характеризует долю новых основных фондов в их общей стоимости на конец года:
Кобн = 160000/172947 = 0,93
Коэффициент поступления (Кпост) характеризует долю новых основных фондов в их общей стоимости на начало 2006 года:
Кпост = 160000/12947 = 12,36
Коэффициент выбытия (Кв) рассчитывается как отношение стоимости выбывших основных средств к стоимости основных средств на начало года:
Кв = 0/12947 = 0%
Результаты расчетов говорят о благоприятной тенденции движения основных фондов в сторону увеличения основных фондов.
Показатель фондовооруженности (Фв) определяет уровень технической вооруженности живого труда и рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости действующих фондов к среднесписочному числу работников:
Фв2006 = 92947 / 8 = 11618,38 (руб./чел.)
Обобщающими показателями эффективности использования основных фондов являются:
· фондоотдача (Фо) – отношение стоимости реализованных услуг к среднегодовой стоимости основных фондов;
· фондоемкость (Фе) – отношение среднегодовой стоимости основных фондов к стоимости реализованных услуг;
· рентабельность основных фондов (Фр) – отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов.
Фо2006 = 26671000/92947= 286,95 руб.
Фе2006 = 92947/26671000 = 0,003 руб.
Фр2006 = 10534350/92947 = 133,34 (руб.)
В результате расчетов можно сделать следующие выводы: все расчетные показатели имеют удовлетворительное значение, следовательно, основные фонды являются рентабельными.
SWOT – анализ – это оперативный диагностический анализ состояния фирмы и ее среды, который осуществляется с целью выявления потенциала силы (S), потенциала слабости (W), установления возможностей (O), предоставляемых организации внешней средой, а также выявление угроз (T) для фирмы со стороны внешней среды. В ходе этого анализа проверяется в какой области компания конкурентоспособно – а в какой нет.
SWOT – анализ, проведенный в турфирме «Магеллан» показал следующее:
1.Сильными сторонами фирмы являются:
-наличие необходимых финансовых ресурсов;
-наличие навыков и профессионализма у сотрудников.
2. Слабыми сторонами фирмы являются:
-отсутствие четкой стратегии;
-неэффективная реклама;
-значительное влияние фактора сезонности на прибыль.
3. Возможностями фирмы являются: