-увеличение темпов роста рынка;
-выход на новый рынок;
-обслуживание дополнительных групп потребителей.
4. Угрозами для фирмы являются:
-неблагоприятные изменения в темпах роста в курсах валют;
-спад в экономике;
-изменения во вкусах потребителей.
Однако от выявленных угроз со стороны внешней среды не застрахована ни одна из работающих как в сфере туризма, так и в любой другой сфере, фирма. Вместе с тем в распоряжении фирмы «Магеллан» находятся необходимые финансовые ресурсы, сотрудники фирмы – высококвалифицированные работники, имеющие большой опыт работы. Поэтому, если руководство своевременно примет меры по устранению слабых сторон фирмы и появившихся угроз со стороны внешней среды, используя при этом все свои ресурсы и возможности, ООО «Магеллан» продолжит свое эффективное функционирование и останется конкурентоспособным.
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. При решении менеджера той или иной задачи различные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.
Выделяют следующие методы управления:
1. экономические, в основу которых положены экономические стимулы;
2. организационно-административные, основанные на прямых директивах и указаниях;
3. социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Руководитель ООО «Магеллан» в качестве основы для организации работы фирмы использует организационно-административные методы управления. Это проявляется в воздействии на персонал как через обязательные предписания, так и через консультации, рекомендации, пожелания. Благодаря этому обеспечивается четкость, дисциплинированность и порядок в работе коллектива. Руководитель использует и экономические рычаги, например, выдача премиальных, что стимулирует работников и повышает производительность труда. Это говорит о применении экономического метода управления. В турфирме трудно не заметить дружеской атмосферы, сотрудники вместе справляют праздники и дни рождения, поэтому очевидно использование и социально-психологических методов управления. Таким образом, в турфирме «Магеллан» имеет место применение оптимального сочетания всех вышеперечисленных методов управления.
Турфирмой «Магеллан» не используются такие методы науки управления как моделирование (физическое, аналоговое, математическое), не используются никакие формальные методы управления, кроме основных принципов и постулатов теории очередей. Более того, турфирма в лице руководства никогда не проводила экономический анализ и не использовала результаты данного анализа, сделанного студентами, проходившими практику в этой турфирме. Руководство при принятии решений полагается лишь на интуицию, опыт и знания о том, что произошло в сходных ситуациях ранее. Используются также неформальные методы:
-вербальная информация – информация, получаемая из теле- радиопередач, от поставщиков, потребителей, конкурентов, на выставках, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров, консультантов;
-письменная информация – газеты, журналы, справочники, информационные бюллетени, профессиональные журналы и годовые отчеты.
Такая ситуация вполне типична для малых организаций.
С точки зрения количества, важности, последствий принимаемых решений менеджерами турфирма является децентрализованной. Но с точки зрения степени контроля директора за работой подчиненных – централизованной, так как директор в курсе всех принимаемых менеджерами решений и в случае необходимости может на них повлиять.
Планирование на предприятии также если и осуществляется, то на основе предыдущего опыта сотрудников. Все это вызвано ограниченностью персонала турфирмы, отсутствием времени на выполнение функций планирования, знаний в области методов и моделей принятия решений и невозможностью или нежеланием нанять специалиста в области планирования и прогнозирования.
В штат фирмы входят: генеральный директор, бухгалтер, 3 менеджера по направлениям, менеджер по оформлению паспортов, менеджер по рекламе, курьер. Общая численность штата сотрудников турфирмы – 8 человек.
Все сотрудники турфирмы за исключением курьера имеют высшее образование и опыт работы в туристической отрасли не менее 10 лет.
Расширение турфирмы не планируется в связи с ограниченностью рабочего пространства (офиса) и, как следствие, отсутствием свободных вакансий, а также отсутствием текучести кадров (со времени основания фирмы состав сотрудников не менялся). Кроме того, турфирма часто использует студентов-практикантов в качестве рабочей силы с минимальной оплатой труда. Таким образом, проблемы подбора, набора, оформления сотрудников перед организацией не стоят.
В турфирме «Магеллан» не применяется никаких трудовых норм и нормативов.
Официально в турфирме применяется повременно-премиальная система оплаты труда. Зарплаты сотрудников представлены ниже согласно штатному расписанию:
генеральный директор – 12000 рублей;
бухгалтер – 5000 рублей;
менеджер по направлениям – 5000 рублей;
менеджер по рекламе – 5000 рублей;
менеджер по оформлению паспортов – 4000 рублей;
курьер – 4000 рублей.
Общий фонд оплаты труда составляет 45000 рублей.
Фонд оплаты труда на протяжении последних двух лет не менялся.
В турфирме предпочтительнее было бы иметь сдельно-премиальную систему оплаты труда – в зависимости от количества реализованных туристических путевок. Возможно, эта система уже реализуется в данной турфирме – в нашей стране практикуется выдача зарплат «в конвертах» - «в обход» налоговых органов.
Для оценки эффективности использования трудовых ресурсов используется показатель рентабельности персонала (Рп) (отношение прибыли от реализации услуг к среднесписочной численности персонала):
в 2005 году: Рп = 5309376/8 = 663672 рубля
в 2006 году: Рп = 10534350/8 = 1316693,75 рублей.
В 2006 году величина прибыли на одного работника составила 1316693,75 рублей, что выше показателя 2005 года на 653121,75 рублей.
Для более детального анализа положения фирмы, необходимо провести анализ экономической эффективности работы фирмы. Рассмотрим основные показатели эффективности работы турфирмы за 2005 и за 2006 годы. За базисный период принимаем 2005 год. Исходные данные за упомянутые периоды для анализа результатов можно свести в таблицу (табл. 7).
Таблица 7
Исходные данные для анализа результатов деятельности турфирмы «Магеллан» за 2005 - 2006 годы ( в руб.)
Показатели финансовых результатов |
Значение показателей на конец: |
Отклоне-ние (+,-) | |
2005 |
2006 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Выручка от реализации | 14682000 | 26671000 | 11989000 |
2.Себестоимость услуг | 9372624 | 16136650 | 6764026 |
3.Прибыль от реализации | 5309376 | 10534350 | 5224974 |