Продолжение таблицы 1
1 | 2 |
Конфронтационный анализ (организация – конкуренция): идентификация слабых и сильных сторон на основе оценки возможностей с помощью инструментария маркетинговой совокупности |
• анализ SWOT • методы сравнительного анализа |
Детальный анализ параметров маркетинговой совокупности: • анализ позиций стратегических единиц в области рыночных цен • анализ процесса продаж продукции, затрат и прибыли в течение жизненного цикла изделия • анализ доли торговых расходов • анализ цикла "продукция – рынок -товарооборот – прибыль – затраты" |
• анализ портфеля заказов (по методике Boston Consulting Group, Mc Kinsey, сочетание анализа портфеля и поступления денежных средств) • классификация продукции по П.Дракеру • метод анализа сбыта в течение жизненного цикла изделий • АВС-анализ, оптимум Парето |
Синтез: определение актуальных проблемных областей, узких мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков |
• причинный анализ • анализ SWOT, анализ портфеля заказов |
Прогнозы и предсказания • динамика окружения организации • динамика параметров рынка • динамика параметров организации |
• сценарий развития • нормативный метод • анализ временных рядов, экстраполяция тенденций, анализ критических связей • операционные исследования, имитационные модели • методы экспертных оценок Дельфи, мозговой атаки и др. |
Планирование целей • миссия организации, ее идентификация, путь развития • выбор целевого рынка (сегментов и локальных рынков) • профилирование предложений • целевые приоритеты, целевые траектории • масштабы целей (технико-экономическая оценка, эффективность с учетом временных и пространственных параметров) |
• портфель заказов (план) • SWOT (план) • модели принятия решений, методы оценки вариантов • операционные исследования, моделирование • анализ риска • методы творческого мышления при стоимостном анализе • методы экспертных оценок |
План стратегических операций • выделение стратегических предпринимательских подразделений • типовая стратегия роста, конкурентная стратегия • стратегические операции с помощью инструментария маркетинговой совокупности • формулирование стратегических вариантов • идентификация и оценка потенциально узловых проблем и рисков • коррекция на основе обратной связи |
• портфель заказов (план) • SWOT (план) • операционные исследования, моделирование • методы теории запасов, теории массового обслуживания (очередей) • методы сетевого анализа • анализ риска • метод мозговой атаки, прочие методы стоимостного анализа • методы экспертных оценок |
Следовательно, туристские организации работают с информацией, взятой, прежде всего, из анализов, прогнозов и изучения тенденций. Основу информационного обеспечения составляет глубокое многоуровневое исследование отечественного и иностранного рынков по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации. Важную роль при этом играет так называемый анализ параметров маркетинговой совокупности, который посредством информации о цене, услугах и способах их продвижения на рынок в значительной степени воздействует на решения, принимаемые при формировании стратегии организации.
В настоящее время одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующих формированию и развитию современного мирового хозяйства является неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов. Туризм превратился в крупную самостоятельную отрасль национальных экономик многих стран, деятельность которой направлена на удовлетворение рекреационных потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики [36, с.59].
Туризм, в современном мире, является также одним из основных факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится значимым сектором мировой экономики. По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) и Международного Валютного Фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг. На сферу туризма приходится до 11% мирового ВНП, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений.
В абсолютных цифрах эффект от туризма выглядит следующим образом: в 1996 году туризм принес доход (во всем мире) в 3600 млрд. долларов, обеспечивая при этом работой около 255 млн. человек. Каждые 2,5 секунды в туризме создается одно дополнительное рабочее место, каждый день в туристскую инфраструктуру инвестируется в среднем 2,1 млрд. долларов.
Бурное развитие во всем мире электронно-вычислительной техники и внедрение средств автоматизации учета в туризме делают его также сферой международных информационных технологий и процессов.
Россия, несмотря на свой колоссальный туристский потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около одного процента мирового туристского потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что значительно меньше ее туристского потенциала. Коренные социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе с начала 90-х годов, ошибочно принятая парадигма развития экономики, заключающаяся в политике ускоренного перехода к либеральной экономике, привела к разрушению системы государственного управления, многократному падению эффективности и доходной части федерального и регионального бюджетов. Инфляционные процессы, огромный дефицит государственного бюджета, кризис бюджетного финансирования, необратимые изменения во всех областях общественной жизни, не могли не сказаться на состоянии туристской отрасли в стране.