Анализ показателей рентабельности проводится на основе данных бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2) с помощью аналитической таблицы 12.
Таблица 12
Динамика коэффициентов рентабельности
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
Отклонения | |
2005 к 2004 |
2006 к 2005 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Исходные данные, тыс.руб. | |||||
1. Выручка от продажи продукции |
400361 |
674914 |
935962 |
+274553 |
+261048 |
2. Полная себестои-мость реализован-ной продукции |
382306 |
658048 |
906655 |
+275742 |
+248607 |
3. Прибыль от продажи продукции |
18055 |
16866 |
29307 |
-1189 |
+12441 |
4. Прибыль до налогообложения |
11690 |
3469 |
21656 |
-8221 |
+18187 |
5. Чистая прибыль |
7516 |
-107 |
14186 |
-7623 |
+14293 |
Коэффициенты рентабельности | |||||
6. Рентабельность затрат, % |
4,72 (18055 / 382306 * 100) |
2,56 (16866 / 658648 * 100) |
3,23 (29307 / 906655 * 100) |
-2,16 |
+0,67 |
7. Рентабельность продаж по налогооблагаемой прибыли, % |
2,92 (11690 / 400361 * 100) |
0,51 (3469 / 674914 * 100) |
2,31 (21656 / 935962 * 100) |
-2,41 |
1,8 |
8. Рентабельность продаж по прибыли от продажи, % |
4,51 (18055 / 400361 * 100) |
2,50 (16866 / 674914 * 100) |
3,13 (29307 / 935962 * 100) |
-2,01 |
+0,63 |
9. Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
1,88 (7516 / 400361 * 100) |
-0,02 (-107/674914 * 100) |
1,51 (14186 / 935962 * 100) |
-1,19 |
+1,53 |
10. Рентабельность имущества, % |
8,81 (11690 / 132605 * 100) |
1,18 (3469 / 294908,5 * 100) |
6,36 (21656 / 340602,5 * 100) |
-7,63 |
+5,18 |
11. Рентабельность собственного капитала, % |
209,74 (7516 / 3583,5 * 100) |
-1,64 (-107 / 6529 * 100) |
108,84 (14186/ 13034 * 100) |
-211,38 |
+110,48 |
Данные таблицы 12 позволяют сделать следующие выводы.
В 2006 году по предприятию наблюдается улучшение в использовании имущества. С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило в 2006 году прибыли больше, чем в 2005 году. Если раньше каждый вложенный в имущество рубль приносил 8,81 коп. прибыли, то в 2005 году — 1,18 коп. А в 2006 году - 6,36 коп.
Рентабельность собственного капитала повысилась за 2006 год на 110,48 процентных пункта. Рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась. Причиной положительных сдвигов в уровне рентабельности стали темпы роста прибыли, полученной от результатов финансово-хозяйственной деятельности (прибыли до налогообложения) и чистой прибыли, по сравнению с темпами роста стоимости имущества и объема продаж. Увеличение рентабельности продаж может означать повышение спроса на продукцию, улучшению ее конкурентоспособности.
Одновременно произошло повышение уровня рентабельности затрат и рентабельности продаж, исчисленной по прибыли от продажи. Это обусловлено наименьшими темпами прироста затрат — 37,79 % (248607/658048 • 100%) по сравнению с темпами прироста прибыли от продажи продукции — 73,76% (12441/16866 • 100%).
Коэффициент рентабельности продаж, исчисленный по налогооблагаемой прибыли (2,31%) ниже уровня рентабельности продаж, исчисленной по прибыли от продажи (3,13%). Разница между ними объясняется влиянием отрицательного сальдо от операционной и внереализационной деятельности. Значение коэффициента продаж, исчисленного по чистой прибыли, ниже предыдущих показателей, поскольку отражается «давление налогового пресса» на доходы предприятия.
АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
Основной особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом. Этот подход заключается в следующем: