В силу указанных изменений руководителями сельхозпредприятий неоднократно высказывались претензии к установившемуся порядку, т.к. вопрос о необходимости привлечения иностранных рабочих к выполнению сельхозработ и их требуемом количестве решался ими в зависимости от видов на урожай, который позволял сделать такое заключение за три-четыре недели до начала самих работ, в то время как на оформление необходимых документов требовалось два и более месяцев. Кроме того, привлекая сезонных рабочих на один - три месяца, сельхозпредприятия вынуждены были оплачивать получение разрешений наравне с работодателями, привлекающими иностранных специалистов на год.
К примеру, колхоз имени Чапаева Кочубеевского района Ставропольского края в июне 2002 г. привлекал иностранных рабочих из Украины в количестве 60 человек, при этом все работники отработали в хозяйстве всего три недели, после чего убыли в свою страну. Их заработная плата составила от 3,5 до 4 тыс. рублей, за привлечение иностранных работников предприятием была внесена госпошлина в размере 6 тыс. рублей.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» госпошлина за такое же количество иностранных сельхозрабочих в 2003 г. составляла уже 240 тыс. рублей, что было нереально для сельхозпредприятий, т.к. значительно поднимало себестоимость конечного продукта и делало его нерентабельным и неконкурентоспособным. Поэтому большая часть сельхозпредприятий в последующем отказалась от использования труда иностранцев.
Наиболее существенный рост иностранной рабочей силы отмечается с 2004 г. Причинами такого положения послужили:
1. Передача в соответствии с Приказом МВД РФ от 13 мая 2003 г. № 325 «Об организации выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников» с 1 июля 2003 г. подразделениям по делам миграции функции по выдаче, переоформлению, приостановлению действия, продлению срока действия и аннулированию разрешений на привлечение и использование иностранных работников из государств – участников СНГ;
2. В связи с вступлением в юридическую силу с 1 ноября 2002 г. Федерального закона РФ № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», значительно расширился круг лиц, подпадающих под разрешительный порядок трудоустройства иностранцев на территории России. К иностранцам, работающим по трудовым договорам, добавились иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность посредством заключения договоров гражданско-правового характера, а также иностранные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Очевидно, что выгодные геополитические и социально-экономические условия для привлечения иностранной рабочей силы должны сочетаться с разумными действиями властей по регулированию порядка въезда и пребывания гастарбайтеров на территории региона. При этом меры по управлению международной трудовой миграцией напрямую зависят от качественных и количественных характеристик прибывающей на территорию Ставропольского края рабочей силы.
Иностранная рабочая сила привлекается в Ставропольский край из 35 стран. Согласно официальным данным крупнейшим поставщиком рабочей силы в край является Турция (18,2%), на второе место вышел Вьетнам (13,8%). Растет приток рабочей силы из Китая. Значительно снизилось число привлекаемых иностранцев из стран бывшей Югославии. Это обусловлено завершением югославской фирмой «Путеви» реконструктивных работ в районе КМВ. Масштабы привлечения работников из развитых европейских стран, а также США, Канады, Японии крайне незначительны (табл. 12).
Таблица 12.
Численность привлеченной в Ставропольский край иностранной рабочей силы из стран дальнего зарубежья, человек[22]
Страны происхождения | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | всего | % | |
Страны дальнего зарубежья: | 1062 | 970 | 649 | 969 | 1198 | 1155 | 1451 | 7454 | 56 | |
Афганистан | 16 | 4 | - | 1 | 2 | - | 25 | 48 | 0,4 | |
Болгария | 68 | 47 | 49 | 3 | - | - | 17 | 184 | 1,4 | |
Великобритания | 3 | 1 | 1 | - | 2 | 2 | 1 | 10 | 0,1 | |
Вьетнам | 82 | 85 | 78 | 412 | 524 | 287 | 382 | 1850 | 13,8 | |
Германия | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 4 | 18 | 0,1 | |
Греция | 2 | - | - | - | - | - | 2 | 0,01 | ||
Израиль | 10 | 27 | 28 | 28 | 27 | 33 | 41 | 194 | 1,4 | |
Индия | 4 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 5 | 22 | 0,2 | |
Индонезия | - | - | - | - | - | - | 4 | 4 | 0,03 | |
Иран | 1 | 5 | 4 | - | - | 2 | 2 | 14 | 0,1 | |
Ирландия | 1 | 1 | - | - | - | - | - | 2 | 0,01 | |
Страны происхождения | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | всего | % | |
Канада | 1 | 2 | 2 | 1 | - | - | - | 6 | 0,04 | |
Кипр | - | - | 1 | 2 | 1 | - | - | 4 | 0,03 | |
Китай | - | 2 | 6 | 116 | 241 | 296 | 380 | 1041 | 7,8 | |
Турция | 217 | 187 | 208 | 348 | 375 | 524 | 577 | 2436 | 18,2 | |
Франция | 3 | 2 | - | - | 2 | 1 | 8 | 0,06 | ||
Швейцария | - | - | - | 1 | 1 | - | 2 | 0,01 | ||
Нидерланды | 1 | - | - | - | - | 1 | 3 | 5 | 0,03 | |
Пакистан | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 0,01 | |
Сирия | 7 | 5 | 1 | - | - | - | 13 | 0,1 | ||
США | 3 | 3 | - | 3 | 5 | 4 | 7 | 25 | 0,2 | |
Южная Африка | - | - | - | - | - | - | 1 | 1 | 0,01 | |
Чехия | 3 | - | - | - | - | - | - | 3 | 0,02 | |
Из стран бывшей Югославии: | 636 | 593 | 266 | 50 | 15 | - | 1 | 1561 | 12 | |