Оформление и выдача приглашений иностранным гражданам на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в настоящее время регламентируется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в редакции Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 года № 7-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
- Приказ МВД РФ от 31 января 2003 г. № 72 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, учету и хранению бланков приглашений»;
- совместный Приказ от 27 декабря 2003 г. МИД РФ № 19723А, МВД РФ № 1048, ФСБ РФ № 922 «Об утверждении перечня «цели поездок», используемого уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 167 «О порядке преставления гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации».
Приглашение на въезд иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (далее – приглашение) выдается Федеральной миграционной службой РФ или ее территориальным органом. На основании вышеуказанных нормативных актов сотрудниками Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю разработан перечень документов, необходимых для получения приглашения. Так для оформления приглашения юридическим лицом руководитель приглашающей организации или уполномоченный на то представитель организации лично обращается в Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю и представляет следующие документы:
1. документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица;
При первичном обращении:
2. заявление установленного образца о постановке на учет в качестве приглашающей организации в 2-х экз.;
3. нотариально заверенные копии:
- учредительных документов;
- документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица и его постановку на налоговый учет;
- информационного письма об учете в ЕГРПО;
4. выписка из протокола или копия приказа о назначении на должность руководителя организации;
5. разрешение на работу, если руководитель организации является иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации;
6. доверенность(и), копия паспорта стр. 2-5 на уполномоченного(ых) представителя (представителей), имеющего право представлять документы и получать приглашения;
7. копии паспортов стр. 2-5 лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица;
8. разрешение на привлечение и использование иностранных работников и его копию.
Для последующего оформления приглашений на въезд в РФ представляются:
1. заявление установленного образца в трех экземплярах на каждого приглашаемого иностранного гражданина;
2. копии страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которые содержат следующие сведения: фамилия, имя, дата и: место рождения гражданство, государство постоянного проживания, наименование документа, серия, номер и дата его выдачи;
3. разрешение на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства и его копия;
4. гарантии материального, жилищного и медицинского обеспечения приглашенного иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации за подписью руководителя организации, заверенной гербовой печатью организации;
5. квитанция об уплате государственной пошлины.
В настоящее время размер государственной пошлины за выдачу приглашения составляет 200 рублей.
Информация о выданных приглашениях в рамках утвержденной квоты показана в (табл. 20). Как видим, квоты, утверждаемые Правительством РФ для Ставропольского края, в последние годы носят обоснованный характер с точки зрения реальных потребностей экономики края в иностранной рабочей силе. Так, в 2005 - 2006 гг. квоты на выдачу приглашений были выбраны более чем на 90%.
Таблица 20.
Количество выданных приглашений в 2003-2007 гг., штук[43]
Год | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. |
Утвержденная квота | - | 875 | 852 | 1000 | 1000 |
Выдано приглашений | - | 515 | 811 | 908 | - |
Квота выбрана , % | - | 58 | 95 | 91 | - |
Итак, нами рассмотрен второй период процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории России. Действующая в это время система привлечения иностранных работников, как и предыдущая, не была лишена недостатков. Более того, многими специалистами, изучающими проблемы миграции, она названа в качестве основной причины возникновения нелегальной трудовой миграции на территории РФ. По их мнению, препятствиями для легального использования иностранных рабочих служат не только отдельные недостатки системы (длительные сроки оформления, многочисленные справки, невозможность уплаты государственной пошлины для многих работодателей), но и сам порядок выдачи разрешений,[44] который предусматривает выдачу разрешений не работникам, а работодателям, в результате чего иностранный работник становится зависимым от работодателя и теряет возможность быть правоспособным субъектом трудовых отношений.[45]
С 15 января 2007 г. в законную силу вступил целый ряд нормативных документов, кардинально изменивших положение трудовых мигрантов в РФ. К числу основных законодательных актов следует отнести:
- Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;