рефераты по менеджменту

Развитие организационной культуры

Страница
8

Для повышения эффективности управления культурой в организации необходимо:

• обращать особое внимание на нематериальные, внешне невоспринимаемые аспекты организационного окружения;

• понимать значимость организационных символов (название компании, логотип, лозунги);

• прислушиваться к историям, рассказываемым в организации, анализируя, кто их герои и что эти истории отражают в культуре организации;

• периодически вводить организационные обряды для передачи с их помощью базовых идеалов и усиления культуры;

• понимание менеджером того, каких идеалов он должен придерживаться и какими действиями следует передавать их вниз по уровням организации.

Управление культурой является длительным процессом. Данный процесс предусматривает непрерывную социализацию новых членов организации, бесконечное выяснение того, во что верят и что ценят в организации, постоянное внимание как к общему абстрактному взгляду на вещи, так и к конкретным деталям быта организации и правильное планирование работы.

Ниже рассмотрена концепция «символического» менеджмента, которая с успехом может быть использована на практике.

В компаниях с сильной организационной культурой менеджеры играют ведущую роль в поддержании и формировании культуры. Их можно условно назвать «символическими» менеджерами, поскольку они постоянно размышляют о ценностях, героях и ритуалах культуры и видят первостепенное значение своей работы в урегулировании конфликтов, которые возникают в повседневной жизни компании.

«Символические» менеджеры отличаются от обычных тем, что они:

• восприимчивы к культуре и осознают её значимость для долговременного успеха. Они всегда говорят о культуре своей компании, пишут о ней в ежегодных отчётах и обращают силу культуры в успех на рынке;

• в высокой степени доверяют служащим и надеются на их устремлённость к успеху;

• осознают действенность этого подхода и стремятся сконцентрировать усилия и инициативу окружающих на достижении целей;

• воспринимают себя как участников повседневных событий происходящих в компании. Они создают символы культуры организации как целенаправленно, так и спонтанно.

Подход «символических» менеджеров к управлению отличается от методов обычных, «рациональных» управляющих. Их отличия рассмотрены в табл.4.[9]

«Символический» менеджер

«Рациональный» менеджер

Действия по поддержанию и развитию культуры организации с акцентом на открытость к изменениям и восприятие новыми членами коллектива, игнорирование системных требований и формализации

Применение стандартов регламента и технологических описаний отдельных частей бизнес-процесса

Обязательное делегирование принятия решения в каждом конкретном случае линейному руководителю. При принятии на работу – оценка соответствия работника культуре организации. При наличии соответствия увольнение не возможно, человек остается в организации и ему находят другую работу, так как его культурные ценности являются капиталом организации.

Функциональный подход к организационным перемещениям персонала (перевод, понижение в должности, увольнение и другие процедуры) с точки зрения эффективности и полезности. Капиталом организации является результат труда работника, его потенциал и существующий профессионализм

Акцент на процесс выработки решений; право принятия решения переуступается любому представителю культуры организации, который может принять его и нести ответственность

Принятие стратегических решений находится в ведении высшего управленческого персонала компании. Остальные работники могут участвовать в процессе выработки решения или выступать с инициативой

Таблица 4 - Различия между «символическими» и «рациональными» менеджерами

Таким образом, «символический» менеджер подходит для ситуационной, командной и других форм управления, базирующихся на самоуправлении, тогда как «рациональный» менеджер – для управления по целям, авторитарного и системного управления.

Отметим основные проблемы «символического» управления:

• невнимание к глобальным изменениям внешней среды;

• излишняя самонадеянность менеджера и коллектива;

• склонность к поспешным решениям;

• стремление к превосходству во всех сферах управления (если станет самоцелью, то произойдёт отклонение от миссии организации и эффективность её деятельности может значительно снизиться, так как основная доля средств будет направляться на саморазвитие);

• склонность к психологической неустойчивости «символических» менеджеров, вынужденных постоянно работать в режиме напряжённых рывков;

• малая пригодность этого типа управления даже для минимально устойчивого процесса производства, так как «символизму» противоречат инструкции, регламент и системные требования, на которых основано производство;

• этот тип управления может способствовать колебаниям качества продукции из-за отсутствия стандартизации.

Процессы формирования, поддержания и изменения организационной культуры очень важны для работы предприятия. В тоже время они очень трудоёмки, требуют от менеджера постоянного внимания к себе.

Зарубежный опыт в формировании организационной культуры.

В каждой организации могут быть свои, отличающиеся от других, ценности и принципы, на которых они базируются. В качестве примера рассмотрим принципы и ценности одной из наиболее преуспевающих фирм США - корпорации IBM:

1. Уважение к человеку, его правам и достоинству.

Руководствуясь этим принципом, корпорация осуществляет следующие мероприятия:

• помогает сотрудникам развить свои творческие способности и использовать их наиболее эффективным способом;

• оплачивает труд сотрудников и обеспечивает их служебное продвижение в зависимости от вклада каждого в общее дело;

• обеспечивает установление двусторонних контактов между руководителем и подчиненным, предусматривающих беспристрастное рассмотрение спорных вопросов и их справедливое разрешение.

2. Предоставление услуг потребителю, отвечающих самым высоким требованиям.

Для этой цели фирма осуществляет:

• исследование потребностей потребителей продукции фирмы и их прогнозирование;

• содействие потребителям в наиболее эффектной эксплуатации своей продукции и использовании предоставляемых услуг.

3. Высокое качество является основным условием деятельности.

Для этого фирма постоянно стремится и делает все, чтобы:

• занимать ведущие позиции в новых разработках;

• знать достижения других, улучшать их насколько это возможно и использовать, если они отвечают требованиям фирмы;

• производить качественную продукцию на базе самых совершенных проектов при наиболее низких затратах.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту