Таблица 2 - Основные принципы формирования организационной культуры
Индикаторами необходимых перемен в организационной культуре являются увеличение текучести, снижение производительности, возникновение конфликтов сотрудников с администрацией и т.п.
Ошибки при формировании организационной культуры:
• отсутствие событий. Персонал организации слышит о первом шаге по изменению компании, а затем ничего не происходит;
• работа на словах. На словах люди быстро признают изменения. Быстро вводятся в оборот новые слова, типа «Служба качества», но на деле ничего не меняется;
• стремление угодить начальству. Определённые действия предпринимаются только потому, что так требует высшее руководство. Как только внимание руководства переключается, усилия в этом направлении прекращаются;
• слова расходятся с делом. Из-за этого возникает недоверие к культурным переменам. Все действия руководства должны поддерживать данные обещания и сделанные заявления;
• спешка. Большинство руководителей не хотят ждать, желая быстрых позитивных эффектов;
• процесс без последствий. Много слов, совещаний, заданий, которые не возможно выполнить. Бесконечный анализ и обсуждения, за которыми не следует никаких действий.
Таким образом, мы видим, что формирование желаемой организационной культуры это трудоёмкий и длительный процесс. Неправильно сформированная культура влияет на производительность труда, на работу организации в целом и отдельного сотрудника в частности. Но важным в процессе развития организационной культуры является не только формирование культуры, но и её поддержание.
Возможность поддержания культуры на необходимом уровне зависит от подбора работников, действий высшего руководства, методов социализации, реакции руководителей на критические ситуации и организационные кризисы, моделирования ролей, от обучения и тренинга, критериев определения вознаграждений и статуса, организационных символов и обрядов. Основные методы поддержания организационной культуры изложены в табл.3.[8]
Метод |
Содержание метода |
Поведение руководителя |
Давно доказано, что люди лучше всего усваивают новые для себя образцы поведения через подражание. Руководитель должен стать ролевой моделью, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчинённых. |
Заявления, призывы, декларации руководства |
Нельзя забывать, что для закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения большое значение имеет обращение не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: «Мы должны стать первыми!», «Высочайшее качество – это залог нашей победы над конкурентами!», «В нашей организации работают лучшие специалисты!». |
Реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях |
Культивируемое в организации отношение к людям, к их ошибкам особенно ярко проявляется в критических ситуациях. |
Обучение персонала |
Обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, приветствоваться. |
Критерии, лежащие в основе назначений и продвижений по службе |
Если руководство при назначениях, продвижении работников придерживается критериев, противоречащих культивируемым, то пропагандируемая культура не будет иметь поддержку со стороны сотрудников организации. |
Система стимулирования |
Принципы построения системы стимулирования и её основная направленность должны поддерживать именно то отношение к делу, поведение и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение содержание и основная направленность культивируемой и поддерживаемой руководством организационной культуры. |
Критерии отбора в организацию |
Подбирая сотрудников, следует обращать внимание не только на его знания и квалификацию, но и на способность принять основные ценности и нормы организационной культуры предприятия. |
Таблица 3 - Методы поддержания организационной культуры
Процесс поддержания организационной культуры так же важен, как и процесс формирования. Потому что если не сохранять правильно сформированную культуру, то процесс её формирования окажется бессмысленным и не принесёт положительных результатов.
Что касается изменения организационной культуры, то их лучше проводить в молодой организации, потому что её культура ещё не сформировалась окончательно. Так же на возможность изменений влияют размеры организации, стадия её развития, наличие субкультур и т.д.
Изменения организационной культуры затрагивают отношения, сформировавшиеся за долгий период, поэтому такой процесс является для организации сложным и зачастую болезненным. Чем сильнее культура, тем сложнее её менять. Существуют как минимум 5 ситуаций, в которых менеджеру следует принять решение о проведении изменений:
• среда подвергается фундаментальным изменениям, а культурные ценности компании всегда занимали важное место в её жизни. В этом случае традиционные ценности должны быть изменены во избежание серьёзных убытков;
• конкурентоспособность промышленности высока, а внешняя среда быстро меняется. При формировании культуры необходимо предусматривать возможность изменений в будущем факторов внешней среды. Открытость к эволюционным изменениям становиться убеждением в системе ценностей компании;
• компания находиться в затруднительном положении;
• компания собирается расширяться;
• компания растёт слишком быстро. Такой рост должен настораживать.
Методы изменения культуры организации аналогичны методам поддержания культуры. Они включают изменения:
• объектов и предметов внимания со стороны менеджера;
• стиля управления при возникновении кризисной или конфликтной ситуации;
• ролей и направленности программ обучения;
• критерия стимулирования;
• акцентов в кадровой политике;
• организационной символики и обрядности.
При проведении изменений в организационной культуре возникает ряд трудностей, порождаемых сопротивлением таким изменениям. Важно определения факта изменения культуры. Когда в организации происходят изменения в поведении, то определить это не сложно. Если же речь идёт о культуре, то изменения совершаются в умах людей, и трудно быть уверенным в том, произошли они или нет.