Таблица 1 - Моноактивные и полиактивные народы[6]
Представители реактивных, или слушающих, культур редко инициируют действия или дискуссии, предпочитая сначала выслушать и выяснить позицию других, затем откликнуться на неё и сформулировать свою собственную. К носителям реактивной культуры можно отнести японцев, китайцев и финнов. Они не доверяют многословию, являются знатоками невербальной коммуникации. В реактивных культурах предпочтительный способ общения представляет собой последовательность «монолог – пауза – размышление - монолог». В моно- и полиактивных культурах способом коммуникации является диалог.
Разобраться в многообразии подходов к анализу национальной культуры помогает определённая систематизация многочисленных переменных. При этом выделяют следующие элементы:
• система семьи – семейные отношения и путь, с помощью которого люди воспроизводят, обучают и вводят в общество своих детей. В семье дети впервые вырабатывают образцы поведения, необходимые им для выполнения в будущем различных ролей в организации (например, отношения по статусу, возрасту, полу и т.д.);
• система образования – то, как молодые и новые члены общества обеспечиваются информацией, знаниями, навыками и ценностными ориентирами;
• экономическая система – совокупность способов, с помощью которых общество производит и распределяет товары и услуги. При этом имеют место групповой, коллективный и индивидуальный подходы;
• политическая система - то, что преимущественно используется для поддержания порядка и существующей власти. Это могут быть атрибуты племенного и даже родового подхода, а могут быть элементы развитой демократии;
• религиозная система – нематериальные, духовные средства обеспечения смысла и мотивации действий людей. Эта система определяет мораль и преобладающие ценности в обществе, на которые ориентируются функционирующие организации;
• система социализации – сеть и принципы социального группирования, создаваемые людьми в данном обществе;
• система здоровья – способ, с помощью которого культура предотвращает и исцеляет заболевания, а также проявляет заботу о жертвах бедствий и инцидентов;
• система отдыха – это пути социализации людей и использования своего свободного времени. Некоторые культуры уделяют значительное внимание занятию спортом, развитию различных видов активного отдыха. В ряде культур отдых принято посвящать народным танцам и пению, посещению зрелищ.
Все перечисленные составляющие оказывают непосредственное влияние на формирование определённой национальной культуры, которая чаще всего принимается во внимание при формировании культуры организации, действующей в данном обществе.
На основании серьёзного и всестороннего анализа Люис делает следующие выводы о тех чертах, которые присущи россиянам.
К основным факторам, сформировавшим русские ценности и коренные убеждения, относятся, по мнению Льюиса, необъятные просторы России и её суровый климат.
Они сформировали такие характерные черты, как:
• коллективизм;
• подозрительность к иностранцам;
• привычка к неравномерным темпам работы;
• упорство;
• пессимизм.
Авторитарный режим в течение многих столетий привёл к появлению таких черт, как:
• пассивность (апатия);
• коррупция;
• пренебрежительное отношение к законам;
• откровенность только наедине друг с другом;
• недоверие к официальным новостям и доверие к слухам.
К достоинствам россиян можно отнести теплоту и врождённое дружелюбие, простоту в общении, терпение, осторожность, упорство. Если к этим чертам добавить характерную для россиян высокую степень адаптации к внешней среде и очень высокий (в среднем) уровень образования, то мы получим достаточно динамичную культуру, представители которой способны внести очень серьёзный вклад в преобразование культуры современного бизнеса.
Из всего вышеизложенного следует способность россиян к всестороннему анализу, системному восприятию как мира в целом, так и бизнес - среды в частности. При этом их дополнительным преимуществом перед зарубежными конкурентами является сравнительная молодость, а значит, и агрессивность их бизнес – культуры. Недостаток отсутствие традиций в деловой культуре – устраним.
Формирование организационной культуры.
Процесс развития организационной культуры делиться на три взаимосвязанных подпроцесса: формирование, поддержание и изменение.
Процесс формирования организационной культуры связан с установлением определённого типа отношений между членами организации, а также между ними и внешней средой организации. Это нахождение способов совместной работы и сосуществования. На данном этапе происходит формирование разделяемых ценностей и традиций, устанавливаются нормы поведения, ритуалы, системы коммуникаций, мотивации и т.д.
На формирование организационной культуры, её содержание и характерные особенности существенно влияют следующие факторы внешней и внутренней среды:
• организационные и личные цели лидера;
• его управленческая культура;
• деловая среда в целом и отрасли в частности;
• образцы национальной культуры;
• миссия и цели организации;
• стратегия;
• характер и содержание работы;
• квалификация, образование, общий уровень развития работников;
• общие экономические условия;
• классовые, этнические, расовые различия.
Культура развивается и изменяется в течение всего жизненного цикла организации. Процессы развития и изменения происходят медленно и постепенно. Основные принципы формирования организационной культуры изложены в табл.2.[7]
Принцип |
Содержание принципа |
Комплексность представлений о назначении организации |
Культура должна выражать не только отношения между членами какой-либо организации, но и комплексное представление о назначении данной системы в целом и её членов (её цели, характер продукции и рынка, которые определяют эффективность соответствующей системы) |
Первоочерёдность определения ценностей и философии организации |
Процессу формирования культуры в какой-либо системе должно предшествовать определение ценностей и философии, которые будут приемлемы и желательны для данной системы |
Историчность |
Культура организации не поддаётся простому манипулированию, складывается годами и сама определяет характер экономической системы, стиль управления |
Отрицание силового воздействия |
Нельзя искусственно насаждать в какой-либо экономической системе со слабой культурой сильную, и наоборот, или корректировать её. Сильная (слабая) культура может быть как эффективной, так и неэффективной в зависимости от конкретных условий |
Комплексность оценки |
Оценка воздействия культуры на эффективность функционирования экономической системы должна базироваться на комплексном подходе, который предусматривает учёт не только способов прямого воздействия культуры на эффективность указанной системы, но и учёт множества невидимых опосредованных путей влияния |