Причины недоиспользования мощностей – сверхплановые затраты времени на ремонт оборудования, сверхплановые целодневные и внутрисменные простои оборудования из-за отсутствия сырья и материалов вследствие недостатка собственных источников финансирования оборотного капитала. Недоиспользование производственной мощности вызывает перерасход затрат на содержание машин и оборудования, что ведет к увеличению себестоимости и соответственно уменьшает массу прибыли.
Для обобщающей характеристики эффективности использования основных фондов предприятия необходимо рассмотреть показатели фондорентабельности и фондоотдачи (см. табл. 3.9).
Таблица 3.9
Исходные данные для факторного анализа эффективности использования ОПФ
Наименование показателя | Условное обозначение | Значение показателя по годам | Абсолютное изменение | |
2003 | 2004 | |||
А | Б | 1 | 2 | 3 |
1. Объем реализации товарной продукции, р. 2. Прибыль от реализации 3. Среднегодовая ст-сть, р.: | ТП П |
124 312 820 36 396 520 |
146 811 400 45 198 490 |
22 498 580 8 801 970 |
Продолжение табл. 3.9 | ||||
А | Б | 1 | 2 | 3 |
- основных производственных фондов - активной части ОПФ - транспорта - единицы транспорта 4. Удельный вес активной части в общей структуре ОПФ 5. Удельный вес транспорта и оборудования в ОПФ 6. Фондорентабельность, проц. в т.ч. активной части ОПФ 8. Рентабельность продаж продукции (оборота), проц. 9. Фондоотдача, р.: - основных производственных фондов - активной части ОПФ - транспорта 10. Среднегодовое количество транспорта, ед. 11. Отработано за год всем транспортом, ч. 12. Отработано за год единицей транспорта: - часов - дней | ОПФ ОПФа ОПФт Ц
Уда Ут ФR ФRа R
ФОПФ ФОа ФОт К Т
Тед Д |
51 040 600 15 696 907 14 324 613 56 396 30,75 28,07 71,31 231,87 29,28 2,50 7,92 8,68 254 503 656,6 1 982,9 251 |
54 600 000 21 985 100 20 612 806 75 229 40,27 37,75 82,78 205,59 30,79 2,78 6,68 7,12 274 566 193,6 2 066,4 252 |
3 559 400 6 288 193 6 288 193 18 833 9,52 9,68 11,47 -26,28 1,51 0,28 -1,24 -1,56 20 62 537,0 83,5 1 |
Окончание табл. 3.9 | ||||
А | Б | 1 | 2 | 3 |
13. Коэффициент сменности работы транспорта 14. Средняя продолжительность смены, ч. 15. Выработка продукции за один машино-час, р. | Ксм Псм ЧВ |
1 7,9 246,82 |
1 8,2 259,30 |
1 0,3 12,48 |
Фондорентабельность рассчитана по формуле 3.3:
(3.3)
где ФR – фондорентабельность, проц.;
П – прибыль от реализации товарной продукции, р.;
ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, р.
Рентабельность продаж продукции рассчитана по формуле 3.4:
(3.4)
где R – рентабельность продаж продукции, проц.;
ТП – объем реализации товарной продукции, р.
Уровень фондорентабельности продукции зависит также от рентабельности продаж продукции (см. формулу 3.5).
(3.5)
где ФОПФ – фондоотдача основных производственных фондов, р.
Данные таблицы 3.9 показывают, что уровень рентабельности ОПФ увеличился в 2004 г. на 11,47%.
С помощью приема «абсолютных разниц» определим изменение этого показателя за счет:
- фондоотдачи ОПФ (см. формулу 3.6):
(3.6)
где ΔФR – изменение фондорентабельности;
ΔФО – изменение фондоотдачи.
- рентабельности продаж (см. формулу 3.7):
(3.7)
где ΔR – изменение рентабельности продаж.
.
В большей степени на изменение уровня фондорентабельности повлияло увеличение рентабельности продаж продукции (8,2%).
Используя способ «цепных подстановок», рассчитаем влияние факторов на прирост фондоотдачи транспорта по формуле 3.8.
(3.8)
где ФОт – фондоотдача транспорта ОПФ, р.;
Д – количество дней, отработанных за год единицей транспорта;
Ксм – коэффициент сменности;
П – продолжительность смены, час.;
ЧВ – среднечасовая выработка, р./час;
Ц – среднегодовая стоимость единицы транспорта, р.
Прирост фондоотдачи транспорта составил -1,56 р., в том числе за счет изменения:
структуры оборудования: ΔФО = 6,51 – 8,68 = -2,17 р.;
количества дней: ΔФО = 6,53 – 6,51 = 0,02 р.;
коэффициента сменности: ΔФО = 6,53 – 6,53 = 0 р.;