рефераты по менеджменту

Организационное поведение

Страница
10

Карьера представляет собой иерархическое отражение пути должностного продвижения работника на протяжении всего его трудового периода (или его отрезка).

Успешность карьеры принято подразделять на объективную (внешнюю) и субъективную.

Объективными критериями успешности обычно принято считать высокий уровень оплаты труда, а также количество и качество продвижений по служебной лестнице. Субъективным критерием является внутренняя оценка человека своих карьерных достижений.

Существуют две группы факторов, определяющих формирование карьеры. Во-первых, факторы, связанные непосредственно с человеком. Это способности и интересы личности, мотивация, принятие решения о смене ролей и статуса и т.д. Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием сотрудника с коллегами, руководством и организацией в целом. Влияние других людей на профессиональную карьеру личности может начинаться с материальных возможностей родителей оплатить ребенку обучение в соответствующем вузе, важным моментом является также планирование собственной семьи и сочетание интересов семьи и организации. При построении карьеры существенным является наличие потребности организаций в специалистах подобного профиля и т.д.

Обобщая, можно отметить следующие составляющие профессионализма, определяющие карьерный успех:

- образованность;

- системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть результат решений, умение мыслить масштабно и реалистически одновременно;

- коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на других людей;

- высокий уровень саморегуляции: умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость;

- деловая направленность: активность, настойчивость и целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повышению профессионализма;

- ясная «Я-концепция», реалистическое восприятие своих способностей и возможностей, адекватное (высокое) самоуважение.

Характеристика этапов карьеры.

Предварительный этап – подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности (возрастной период – до 25 лет; мотивация по Маслоу – безопасность, социальное признание). Включает в себя учёбу в школе, получение среднего и высшего образования. В тече. Этого этапа человек может сменить несколько работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям.

Становление – освоение работы, развитие профессиональных навыков (возрастной период – до 30 лет; мотивация по Маслоу – социальное признание, независимость). Длится примерно 5 лет. Осваивается выбранная профессия, формируется необходимая квалификация, происходит самоутверждение, появляется потребность в независимости. Если создана семья – появляется желание получать зарплату, уровень коей выше прожиточного минимума.

Продвижение – профессиональное развитие (возрастной период – до 45 лет; мотивация – социальное признание, самореализация). Длится около 15 лет. Для этого периода характерны: рост квалификации, продвижение по службе, накопление опыта, навыков, потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и ещё большей независимости.

Завершение – подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены (после 60 лет; мотивация – удержание социального признания). Идут активные поиски достойной замены в работе. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, человек всё меньше получает удовлетворения от работы, испытывая физическую усталость и психологический дискомфорт, самовыражение и самоуважение достигают наивысшей точки. Человек заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремится найти иные источники дохода, кои были бы хорошей добавкой к предстоящему пенсионному пособию.

Пенсионный этап – занятие другими видами деятельности (после 65 лет; мотивация – поиск самореализации в новой сфере деятельности). Карьера завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности (живопись, садоводство, участие в общественных организациях).

Организационная социализация: характеристика основных этапов. Факторы, влияющие на раннюю социализацию.

Социализация личности представляет собой адаптацию личности к окружающей среде, усвоение ею существующих принципов и норм поведения, изменение индивидуальных установок в случае их несоответствия требованиям среды.

Организационная социализация – это процесс, в рамках коего индивид постигает ценности, раскрывает способности, формирует требуемое поведение и социально-культурный кругозор, важные для приобретения веса в организации и участия в ней в качестве полноправного её члена. В целом процесс социализации направлен на сочетание интересов индивида и организации (какими бы они ни были).

Основные составляющие организационной социализации:

• изменение установок, ценностей и форм поведения;

• непрерывность процесса социализации в течение некоторого периода времени;

• приспособление к новым должностным обязанностям, рабочим группам и работе внутри организации;

• взаимное влияние новых сотрудников и их руководителей;

• первостепенная важность начального периода социализации.

Этапы (стадии) организационной социализации:

  1. Предварительный этап – включает все виды деятельности, коими занимался индивид до вступления в организацию (приёма на работу). Также происходит получение информации об организации для принятия решения – подходит ли человеку эта работа?
  2. Этап первого знакомства (согласования). Человека принимают на работу в организацию. Включает в себя 3 основных вида деятельности – установление новых межличностных отношений с коллегами и руководством; изучение задач, требующихся для выполнения работы; выяснение своей роли в организации, своего статуса в формальных и неформальных группах. В течение этого периода человек узнаёт, что в действительности представляет собой организация и его новая работа.
  3. Этап ролевого управления. Эта стадия включает в себя конфликт между работой и семьёй, между рабочей группой индивида и другими рабочими группами организации.

Если работник позитивно пройдёт все этапы организационной социализации, то закладывается фундамент для успешной карьеры.

Другое мнение: Процесс социализации в ходе установления контроля (в некоторых случаях этот процесс называют инъекцией культурных образцов) реализуется в три этапа.

1. Согласие с существующими нормами. Основой для установления согласия каждого члена организации с существующими корпоратив­ными нормами, установлениями служит оценка им важности и необхо­димости выполнения требований, входящих в эти нормы. В случае от­сутствия согласия развитие социализации невозможно или неэффек­тивно, так как работник, даже подчиняясь нормам и правилам, сущест­вующим в организации, все равно не будет убежден в необходимости их соблюдения и при наличии определенной ситуации обязательно их нарушит. В том случае, если согласие с нормами и правилами прошло успешно, у работников ограничен выбор вариантов поведения, следо­вательно, их поведение становится предсказуемым даже на начальной стадии социализации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту