Многомерные организации – это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях):
обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;
производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;
обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают конкретного потребителя.
Такие автономные группы имеют статус центров прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.
Партисипативные организации – это организации, где посредством создания органов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации, т.е. участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника. В таких организациях работники могут: участвовать в принятии решений; участвовать в процессе постановки целей; участвовать в решении проблем организации. Им дано право: выдвигать предложения; вырабатывать альтернативы решений проблем; выбирать окончательное решение. В традиционных организациях руководитель принимает решения, а работник их выполняет. В организациях с делегированием прав подчиненный самостоятельно принимает решения в рамках своих полномочий (по системе «елочка» или «матрешка»). В партисипативных организациях решение принимается с учетом мнения (вклада) руководителя и вклада работников.
В последнее время широко обсуждается вопрос о появлении нового вида продукции, получившей название виртуальной. Эта продукция (или услуга) может создаваться благодаря последним достижениям в области обработки информации, организационной динамики и развития производственных систем. Выпуск такой продукции становится доступным в любое время, в любом месте и в бесчисленном количестве вариантов моделей и форматов. Для того чтобы создавать виртуальную продукцию, компания должна полностью перестроить свою деятельность, уметь контролировать все более сложные виды информации и осваивать новые организационные и производственные навыки.
Отличительными чертами виртуальной организации являются:
непостоянный характер функционирования;
осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;
взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью;
образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности;
частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это считается выгодным;
договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.
Предпринимательские организации – это организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы. Особенности предпринимательских организаций:
принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду;
предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы — центры прибыли, по статусу могут быть фирмами или компаниями), сами выбирают вид предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;
консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией делать бизнес;
ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;
подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимательских ячеек, координируют деятельность последних;
критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, группы и их квалификация.
Организации, ориентированные на рынок – это органические, быстро адаптируемые дивизиональные или матричные организации, в которых все их части (НИОКР, производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы, обслуживание) группируются вокруг рынка или рынков. Это организации, «движимые рынком».
Современный подход к управлению организацией базируется на таких основных блоках, как:
выбор типа построения организации в зависимости от предполагаемых целей деятельности;
учёт особенностей организационного поведения в зависимости от этапа жизненного цикла организации;
поддержка имиджа и деловой репутации организации;
управление организационной культурой.
Тип построения организации (организационная структура) определяется по различным критериям: по способам формирования отношений внутри организации (корпоративные, индивидуалистские, эдхократические, партисипативные), по способам взаимодействия организации с внешней средой (механический и органический типы), по способам взаимодействия подразделений внутри организации (традиционный, дивизиональный, матричный), в зависимости от размера организации (индивидуальное, серийное, крупносерийное производство), от применяемых технологий (традиционные способы или инновации), стратегии.
Организационное поведение меняется в зависимости от жизненного цикла организации – начальный этап (этап предпринимательства, коллективности), этап устойчивого развития (формализация, выработка структуры), конечный этап (этап упадка).
Имидж и поддержание деловой репутации всегда, во все времена были важны – но в настоящее время эти понятия приобрели чёткие определения, также появились и методики разработки, защиты, поддержки и развития.
Управление организационной культурой. Каждая организация заинтересована в определении своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации. Всё это определяет понятие организационной культуры, без коей нельзя добиться эффективной работы компании. Можно сказать, что эффективность организации невозможна без управления организационной культурой.
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успеха, ослабевают и, в конце концов, прекращают своё существование. Всё это составляет жизненный цикл организации, коий также можно разделить на следующие этапы.
Создание организации. Организация находится в стадии становления, цели пока еще недостаточно четкие, творческий процесс протекает свободно. Основные усилия направлены на создание продукта и на выживание в условиях рынка. Организация, как правило, небольшая, отношения между сотрудниками неформальные. Тип лидера – новатор. На данной стадии чаще всего формируется организационная структура управления, слабо проявляется разделение и специализация управленческого труда. Высший уровень руководства представлен, как правило, учредителем, которому непосредственно подчиняются производство и финансы. Он же несет всю ответственность за принятые решения.