рефераты по менеджменту

Организационное поведение

Страница
12

Стадия дезорганизации возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Длительный стресс даже при сохранении внешнего состояния индивида без изменения может привести к серьезным внутренним заболеваниям. Водораздел между оптимальным и чрезмерным уровнями стресса, за пределами которого наступает третья стадия, очень невелик и является индивидуальным для каждого человека. Он зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться с давлением ситуации.

Понятие «группа». Классификация групп. Группа и команда.

Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

Группы классифицируются по различным признакам: по размеру (большие и малые); по сфере совместной деятельности (управленческие и производственные); по уровню развития (высокоразвитые и слаборазвитые); по реальности существования (реальные и условные); по степени формализации (принципу созидания) – формальные и неформальные; по целям существования – целевые (проектные), функциональные, по интересам, дружеские; по периоду функционирования (постоянные и временные); по характеру вхождения индивида в группу - референтные (эталонные) и нереферентные (группы принадлежности).

Одни исследователи отождествляют понятия «рабочая группа» и «команда», другие находят между ними различия, главное из которых состоит в том, что команды достигают более высоких результатов, приобретая коллективный синергетический эффект.

Превращение группы в команду происходит, когда:

• все ее члены рассматривают достигнутый успех, как общий;

• доверие друг к другу и к руководителю постоянно растет;

• культивируется и усиливается чувство принадлежности к команде;

• принадлежность к команде считается престижным состоянием;

• цели команды постоянно реализуются.

Основные этапы развития группы.

Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий. Формирование – стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).

Бурление – для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы.

Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы. Если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.

Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.

Становление норм поведения (нормирование) в группе. Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.

Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.

Расформирование. Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.

Влияние и подчинение в группе.

Успешная работа требует согласованности действий всех ее участников. Это возможно только при условии единого руководства, подчинения рабюочей группы единой воле. Однако такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать деятельность как отдельного работника, так и всей группы.

В любой группе обязательно существует лидер. Отличие лидера от руководителя семантическое: руководителя «назначают», он обладает властью. Лидера же выбирают (как правило, это человек, наделённый определёнными личностными качествами) сами члены группы, и в силу этого он обладает влиянием.

Влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.

Конкретные способы влияния весьма разнообразны.

Выделяют две большие группы управленческого влияния – эмоциональное и рассудочное. В группе эмоциональных средств влияния основное место занимает «заражение» и подражание

«Заражение» - это, пожалуй, самый древний способ влияния на людей. Он характеризуется практически автоматической, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Используя механизм «заражения», лидер может значительно повысить сплоченность группы, мобилизовать её членов на выполнение целей организации.

Подражание – это усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц. Если «заражение» характеризуется передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заимствования того лучшего, что есть у других.

В группу способов рассудочного влияния входят: внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ.

Сплочённость группы: сущность и содержание. Факторы, содействующие сплочённости. Последствия сплочённости.

Групповая сплоченность – одна из важнейших характеристик группы. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.

На групповую сплоченность оказывают влияние различные факторы, которые могут как повышать ее, так и существенно снизить.

Факторы, повышающие сплочённость группы: время существования группы – длительный период совместной работы; престижность группы – высокая; в группу трудно вступить новым членам; небольшой размер группы (5-7 человек); присутствует согласие относительно целей группы, высокая общность установок и ценностных ориентаций; перед группой стоят сложные, взаимосвязанные задачи; разница в возрасте между членами группы небольшая; высокий уровень внешней угрозы, межгрупповая конкуренция; есть гордость за групповые достижения, положительный опыт предшествующей работы; мотивация и вознаграждение – групповые, а не индивидуальные; руководство положительно относится к групповой работе.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту