- Устойчивость. Новый продукт может предоставлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика.
- Ликвидность. Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компания должна разработать эффективную систему распределения.
Многие компании выводят на рынок новые товары, которые не отвечают одному или нескольким из перечисленных критериев. Изобретатели, которые озабочены лишь технической новизной изделия, обычно мало интересуются потребительскими выгодами их детища. Например, в Bell Labs была разработана революционная модель транзистора, но компании не удалось вывести ее на рынок. А вот в компании Sony нашли пути использования транзисторов для производства дешевых и надежных радиоприемников. Компания EMI разработала такой прибор, как сканер, но отсутствие эффективной маркетинговой программы не позволило ей развить успех на «полях рыночных сражений». Фактически, большинство действительно полезных и успешных инноваций не являются радикальными с точки зрения технологии, но оказываются очень эффективными в решении проблем потребителей.
Инновации классифицируются по степени новизны. В обзоре консультационной компании Booz, Allen & Hamilton доказывается, что 90% всех новых товаров - это «хорошо забытое старое» Большинство новинок - модификации уже выпускаемых компанией товаров: продукты совершенствуются, расширяется специализация компании, она выходит на новые рынке. Только десятую часть всех новинок можно с полным правом назвать новшествами и названия этих продуктов становятся предметом газетных заголовков. Но не следует рассматривать усовершенствованные продукты как «низшую» форму инноваций. Они являются главным средством сохранения «свежести» прекрасно зарекомендовавших себя торговых марок, а, следовательно, позволяют производителям поддерживать на высоком уровне объем продаж и рентабельность товара. Усовершенствование изделия, снижение производственных издержек и репозиционирование способствуют доходности торговых марок, адаптации их к современным требованиям.
И еще один интересный вывод, который позволяет сделать анализ табл. 1. Из тех, 10% по-настоящему новых инноваций, только 2% приходится на долю новых продуктов. Наиболее успешные инновации - даже очень важные - прежде всего, представляют собой новые маркетинговые концепции.
Новые старые товары. Новые способы применения знакомых потребителям продуктов. Например, компания Arm & Hammer предложила новые способы использования пекарной соды: как дезодорирующее средство для домашних бытовых приборов, в качестве зубной пасты и т.д.; препарат компании Merck, первоначально применявшийся в лечении язвенных болезней, впоследствии назначался больным, страдающим сердечной недостаточностью.
Новые рынки - это новые группы потребителей товара. Например, на протяжении десятилетий препарат «Lucozade» позиционировался как лекарственная добавка для пожилых и ослабленных пациентов, но в 1990 г. он был успешно репозиционирован как укрепляющее средство для спортсменов. Популярные бытовые мини холодильники Whirlpool поставляются в России в гостиничные сети, и позиционируются как барные холодильники для установки в гостиничных номерах.
¨ Новые способы ведения коммерческой деятельности - это новаторские подходы к поставкам давно существующих товаров и обслуживанию потребителей. В современных условиях они являются одним из важнейших источников инноваций. Огромные возможности открывает «прокладка» новых каналов распределения и предложение новых способов обслуживания потребителей. Например, предложение компании Direct Line о прямом приеме взносов на страхование автомобилей привело к практически полному исчезновению с европейского рынка института страховых агентов-посредников, на которых приходилось до 40% всех платежей. Компания Dell применила аналогичный прием на американском рынке персональных компьютеров: когда покупатели устанавливают прямые контакты с поставщиком, исчезает необходимость в посредничестве дорогостоящей сети розничной торговли. Огромные инновационные возможности в коммерческой сфере предлагает Internet и другие информационные технологии
Инновационная политика включает систему мер по стимулированию, управлению, планированию и контролю инновационной деятельности в сфере науки, техники и производства. Объектом инновационной политики является ресурсный потенциал: совокупность запасов ресурсов общественного производства; природные, материальные, финансовые и информационные ресурсы, а также население. Целью инновационной политики является создание экономических, научно-технических и организационно-хозяйственных предпосылок для прогрессирующего развития производительных сил общества. При формировании инновационной политики большое значение имеет степень государственного вмешательства в экономику. Это связано, в основном, с наличием государственных приоритетов в обороне, экономике, социальном развитии, а также наличием политических факторов. Государственные приоритеты - это области социально-экономической, научно-технической и военной деятельности, развитие которых определяется удовлетворением первоочередных интересов государства. Приоритетное развитие этих отраслей осуществляется либо за счет прямого государственного финансирования, либо косвенным путем, посредством кредитных, налоговых, ценовых и других рычагов. Причем, на первом месте в любом государстве стоят военные приоритеты. Государство может создать крупный государственный военно-технический сектор (как было в СССР), либо использовать для военных целей достижения негосударственного сектора экономики (например - США). Доля продукции предприятий военно-промышленного комплекса составляла в Украине более половины общего объема машиностроительного производства. Сегодня осуществляется конверсия промышленного производства - переориентация "военной" промышленности на нужды гражданского производства. Наращивание конверсии в Украине начато более чем на 250 крупных предприятиях. Этот процесс осуществляется в соответствии с национальными программами (общее количество насчитывает более 500). Приоритетными сферами в Украине являются: - оборудование и технологии для пищевой и легкой промышленности; - медицинская и другая техника для здравоохранения; - сложная бытовая техника и большая номенклатура товаров народного потребления. Важнейшим государственным приоритетом является обеспечение технологической независимости государства и увеличение доли страны на мировом рынке технологий. Для достижения данной цели государство должно оказывать помощь частному сектору в работе по созданию интеллектуальных продуктов в приоритетных отраслях.