Третье место по трудностям, возникающим при решении, заняла группа достаточно традиционных управленческих задач, в решении которых руководители чувствуют себя относительно уверенно. Это:
создание эффективной системы контроля за выполнением поставленных задач (наличие трудностей при решении этой задачи отметили 16% испытывающих затруднения руководителей);
создание системы внедрения нововведений (наличие трудностей при решении этой задачи отметили 14% испытывающих затруднения руководителей);
стимулирование продуктивной работы подчиненных (наличие трудностей при решении этой задачи отметили 14% испытывающих затруднения руководителей);
организация эффективного учета на предприятии (наличие трудностей при решении этой задачи отметили 12% испытывающих затруднения руководителей).
То, что создание системы внедрения нововведений для руководителей не представляет значительных трудностей, может быть связано не со степенью ее сложности, а с тем, что такая задача многими из них даже не ставится.
На четвертом месте оказались управленческие задачи, при решении которых у опрошенных руководителей практически не возникает затруднений. Это:
формирование функциональной структуры управления (всего 7% ответивших);
анализ результатов деятельности предприятия (6%).
Вероятно, эти задачи воспринимаются подавляющим большинством опрошенных руководителей как стандартные, не требующие переосмысления, а потому и наиболее доступные для решения.
Были выявлены некоторые различия в определении управленческих задач, вызывающих наибольшие затруднения при решении, в зависимости от основного вида деятельности фирмы.
Так, кроме стратегического планирования, для руководителей предприятий общественного питания и строительства наибольшие затруднения связаны с планированием текущей деятельности предприятия (38% и 29% ответов соответственно), а для жилищно-коммунального хозяйства - с анализом и выявлением скрытых проблем (46%).
Наоборот, отсутствуют затруднения:
у представителей сферы строительства - при создании эффективной системы контроля за выполнением поставленных задач (0%) и стимулировании продуктивной работы подчиненных (0%);
у представителей сферы информационно-вычислительного обслуживания при создании системы внедрения нововведений (0%).
Выявилась прямая зависимость между долей руководителей, указавших на затруднения при решении управленческих задач, и прибыльностью предприятий: чем выше уровень прибыльности, тем выше доля отметивших затруднения.
Для убыточных предприятий, 71% руководителей которых испытывают затруднения при решении управленческих задач, наряду со стратегическим планированием (44% случаев) наиболее трудной является такая управленческая задача, как планирование текущей деятельности (41%). Это свидетельствует, скорее всего, о том, что сама убыточность является объективным результатом как неэффективной текущей деятельности, так и неумения выстроить стратегию бизнеса, что, собственно и подтверждают субъективными оценками руководители этих предприятий, отмечая затруднительность для себя решения данных управленческих задач.
Для большинства предприятий с небольшой и средней прибыльностью (соответственно 77% и 81% руководителей которых указывают на затруднения при решении управленческих задач) основные трудности, по оценкам респондентов, связаны с созданием системы контроля (30% и 37% соответственно).
Доля руководителей, испытывающих затруднения при решении управленческих задач, изменяется также в зависимости от динамики инвестиций: для предприятий, значительно уменьшивших инвестиции, она составляет 94% и снижается до 79% для предприятий, увеличивших объем инвестиций. Это служит прямым подтверждением связи между успешностью деятельности предприятия, его способностью к развитию, выражающейся в росте объема инвестиций, и качеством управления. Относительно более высокий уровень квалификации управленцев проявляется в более низкой доле испытываемых ими затруднений в деятельности и в более успешных результатах этой деятельности.
Структура затруднений в основном совпадает с приведенным выше распределением по всей выборке в целом. Отличия были выявлены для предприятий, которые увеличили инвестиции по сравнению с предыдущим годом. Их представители в равной степени не считают для себя трудными такие управленческие задачи как:
стратегическое планирование (9%);
анализ внешней среды предприятия (9%);
анализ результатов деятельности предприятия (9%);
планирование текущей деятельности (9%);
формирование функциональной структуры (9%).
Развитие малого и среднего инновационного бизнеса на Украине в 1990-е годы проходило в довольно неблагоприятных условиях: эта страна является единственным государством Центральной и Восточной Европы, где на протяжении всего рассматриваемого периода не зафиксировано хотя бы одного года с неотрицательными показателями изменений ВВП. Согласно официальным данным, общие размеры национальной экономики сократились примерно в три раза по сравнению с 1989 годом. На фоне падения общей экономической активности ведение любого бизнеса, как правило, сопряжено с повышенным риском и относительно низким уровнем ожидаемых доходов от коммерческой деятельности.
Институциональные предпосылки развития бизнеса на Украине также нельзя считать благоприятными. В соответствии с данными экспертов из авторитетного Central European Economic Review2, страна в 1990-е годы устойчиво занимала 18-20 места среди государств (на территории бывшего СССР и Восточной Европы) по уровню условий для развития предпринимательской активности.
Тем не менее нельзя утверждать, что довольно часто сменявшие друг друга правительства страны ничего не предпринимали для изменения ситуации в этой сфере. В формировании государственной политики по отношению к малому и среднему бизнесу можно выделить три этапа.
На первом, еще при существовании СССР, малое и среднее предпринимательство развивалось на основании известного советского закона «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР» от 1987 года. Основная часть активности в высокотехнологичной и научной сферах наблюдалась в так называемых Центрах НТТМ, когда малые и средние предприятия (в то время – почти исключительно кооперативы), а также отдельные изобретатели и ученые работали на условиях субподряда. Очень скоро, однако, стало ясно, что центры НТТМ превратились в каналы перекачки и отмывания денег для госчиновников, представителей партаппарата и руководителей предприятий. К концу своего существования собственно «научно-техническая» компонента деятельности центров свелась к нулю.
На втором этапе в первой половине 1990-х годов наряду с кооперативами стали появляться и другие формы организации малого и среднего бизнеса. Этому способствовало не только создание в мае 1991 года Госкомитета по содействию малым предприятиям и предпринимательству, но и принятие целого ряда различных законодательных актов, направленных на содействие развитию малого и среднего бизнеса в стране. В январе 1997 года была принята государственная программа развития малого предпринимательства на Украине.