Считается, что третий этап развития малого и среднего бизнеса начался в 1996 году с принятием кабинетом министров «Концепции развития малого и среднего бизнеса», однако, этот документ содержал, как, впрочем, и аналогичные документы, касающиеся других сфер деятельности, только набор деклараций и по сути ничего не менял в сложившейся ситуации. Единственным пунктом, который мог бы быть расценен как способствующий развитию малого и среднего предпринимательства – положение о необходимости ускоренного создания нормативной базы для деятельности соответствующих предприятий. На практике в работе органов власти не произошло никаких серьёзных изменений: темпы малой приватизации (основной базы создания малых и средних предприятий) остались практически неизменными. Можно лишь отметить стремление распространить на малые и средние предприятия подходы, существующие и для других субъектов хозяйственной деятельности.
В то же время, как грибы после дождя, стало расти количество различных организаций, занимающихся вопросами содействия развитию малого и среднего бизнеса. Это и Союз малых предприятий Украины, и Украинский союз промышленников и предпринимателей и Союз арендаторов и предпринимателей Украины и другие организации. В какой-то степени, они оказывают влияние на политику правительства и блокируют некоторые откровенно анти- рыночные мероприятия, предлагаемые государственным аппаратом. Однако во многих случаях этого не удается сделать. Так, в проекте закона «Об инновационной деятельности», принятие которого во втором чтении ожидается весной 2000 года основной упор делается на создание контролируемых государством технопарков. Развитие малого и среднего инновационного бизнеса вне этих структур явно дискриминируется. Беседы одного из авторов этой статьи с членами комитета Верховного совета Украины, занимающегося вопросами образования, науки и инновационной деятельности, позволяют сделать вывод, что существенных изменений в тексте будущего закона не предвидится.
Уже сейчас можно утверждать, что льготы в области налогообложения, существовавшие для малых и средних инновационных предприятий в середине 1990-х годов, фактически отменены в результате ввода в действие целого ряда подзаконных актов, регламентирующих предоставление такого рода льгот. В целом динамика роста количества малых предприятий в Украине выглядит следующим образом (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Динамика количества малых предприятий на Украине
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 | |
Украина, всего |
84780 |
85799 |
96019 |
96270 |
136238 |
151372 |
Наука и научное обслуживание |
4748 |
4151 |
3587 |
3487 |
3800 |
4469 |
Как нами уже отмечалось выше, первые подобные предприятия появились в 1987 году в форме кооперативов, и уже в 1992 году их количество составило 4,9 тысяч. Однако после принятия в 1992 году закона о малых предприятиях количество научно-технических кооперативов стало резко сокращаться; многие из них были перерегистрированы в качестве малых предприятий.
До 1997 года нормативной базой для сбора статистических данных по малым предприятиям считался закон Украины «О предприятиях» от 27 марта 1991 года. В соответствии с этим законом к малым предприятиям относились предприятия с численностью менее 200 сотрудников. Причем в промышленности, строительстве и других отраслях производственной сферы предел численности занятых был установлен на уровне 50 человек, в организациях науки и научного обслуживания – до 100 человек и т.п. На практике эти критерии реально не учитывались, и органы государственной статистики относили к малым предприятиям любые организации, имевшие в своем названии слова «малое предприятие» или «кооператив». Кроме того, в областных статуправлениях использовали и субъективные критерии распределения различных предприятий по тем или иным группам.
Поэтому 1 декабря 1998 года приказом председателя Госкомстата Украины «Про порядок статистического изучения субъектов малого предпринимательства» были введены в действие «Критерии статистического определения малого предприятия». В соответствии с этими критериями, в частности, в отрасли «Наука и научное обслуживание» малым считается предприятие с численностью до 20 человек. Вместе с тем, органы госстатистики повысили уровень своей работы на местах, результатом чего стало то, что, начиная с 1998 года, стали отчитываться различные предприятия, которые до этого вообще не представляли никаких данных. Все это в комплексе и объясняет рост количества малых предприятий в статистических сборниках и отчетах.
Предприятия науки и научного обслуживания обычно ассоциируются с малыми инновационными компаниями. На них в Украине формально занято около 35 тыс. человек. Среднее количество занятых на одном предприятии составляет 7 человек (для сравнения: в торговле – 5, в промышленности – 10, на транспорте – 8). Средняя зарплата в этой группе предприятий также мало отличается от средних значений: в 1998 году она составила 146 гривен в месяц (учитывая колебания курса, не более 60 долл. США).
Однако проблема состоит в том, что не менее одной четверти предприятий не осуществляли в 1998 году никакой деятельности. Для других предприятий слова о научно-технической деятельности, инновациях и т.п. остались только в уставных документах. Многие из таких предприятий в лучшем случае выполняют некоторые сервисные функции по обслуживанию оргтехники иностранного производства.
Таблица 2
Финансовые результаты деятельности субъектов малого предпринимательства в 1997-1998 гг. (млн. грн.)
Финансовый результат | |||||||
Прибыль |
Убытки |
Сальдо | |||||
1997 |
1998 |
1997 |
1998 |
1997 |
1998 | ||
Всего по малым предприятиям В том числе: | 2217,1 |
1594,7 |
557,7 |
1451,2 |
1659,4 |
143,5 | |
Наука и научное обслуживание |
75,2 |
46,0 |
11,2 |
29,2 |
64,0 |
16,8 | |