· условия производства, поставки и сбыта;
· себестоимость продукции и прочие финансовые факторы;
· правовой статус объектов интеллектуальной собственности, которые задействованные в производстве или деятельности по продвижению продукции на рынок и ее сбыта.
Успех дела зависит от неординарности создаваемых технических решений, умения их верно оценить и спрогнозировать коммерческую значимость; от способности к быстрым изменениям, гибкости менеджмента и его адаптации к новым условиям. Именно эти черты характерны для малого и среднего бизнеса и являются его большим преимуществом. Статистические данные свидетельствуют о том, что во многих странах мира малые и средние предприятия (МСП) создают значительную и все нарастающую долю внутреннего валового продукта, составляют основу рыночной экономики.
Короткая справка: как правило, к МСП относят предприятия, на которых количество работающих меньше определенной установленной нормы – разной для разных стран. Иногда также учитывается объем хозяйственной деятельности, основных и оборотных средств предприятия. В Украине малым считается предприятие, штатная численность которого составляет 15 до 200 работающих в зависимости от области производственной или торговой деятельности. К субъектам малого предпринимательства в Украине также отнесены физические лица, зарегистрировавшиеся как субъекты предпринимательской деятельности, и юридические лица – субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых середнеучетная численность работающих
(в т.ч. работающих по договорам и совместительству или в филиалах, отделениях и других обособленных подразделениях) за календарный год не превышает 50 лиц, а объем годового валового дохода – 500 тыс евро.
Современная экономика, основанная на применении информационных технологий и новых средств коммуникации, открыла грандиозные перспективы перед малым и средним бизнесом. В развитых странах мира малый бизнес вынесен на острие научно-технического прогресса, он является привлекательным объектом инвестирования. По данным Минэкономики Росси, малый бизнес в Соединенных Штатах и странах Евросоюза создает до 50 % инновационной продукции, при этом указанные предприятия потребляют не большее 5–10 % средств, расходуемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В развитых странах законодательство в сфере интеллектуальной собственности часто предусматривает льготы для МСП и индивидуальных изобретателей. Так, в Соединенных Штатах размер таможенной пошлины и сборов для этой категории заявителей уменьшен вдвое.
МСП более чувствительны к инновациям и благодаря своему динамизму в значительной мере обеспечивают быстрое техническое перевооружение и реструктуризацию производства на современной научно-технической основе. Часто МСП создаются именно для реализации новой научной идеи или технологической разработки. Несмотря на ограниченность собственных ресурсов, МСП способны получать инвестиции именно для создания инновационной продукции на заказ крупных компаний и корпораций, выступая их партнерами или субподрядчиками.
Инновационное производство и его обслуживание стали перспективной рыночной нишей для малых и средних предприятий. В свою очередь, интеллектуальная собственность является действенным механизмом утверждения и укрепления их позиций на этом рынке.
Эффективное использование прав интеллектуальной собственности повышает конкурентоспособность предприятий и компаний, за счет этого они приобретают стратегические преимущества на рынке. Но опыт многих стран мира свидетельствует о том, что не только малый, но и крупный бизнес еще недостаточно осознает преимущества использования интеллектуальной собственности.
Каким же образом интеллектуальная собственность влияет на бизнес?
Результаты творческой деятельности человеческого разума окружают нас и на работе, и в повседневной жизни. Буквально каждый вид продукции или услуг появился на рынке после целого ряда усовершенствований и преобразований, направленных на улучшение его потребительских качеств и конкурентоспособности. А правовая защита этих усовершенствований и преобразований возможна именно благодаря охране прав интеллектуальной собственности. Рассмотрим простой пример: мобильный телефон. Отдельные его узлы защищены патентами на изобретения, внешний вид той или другой модели – патентом на промышленный образец, название и эмблема, вероятно, – товарным знаком и фирменным наименованием, а программное обеспечение, используемое для обработки звонков, охраняется авторским правом. По объектам интеллектуальной собственности таким же образом можно “разложить” любую продукцию, которую вырабатывает малое или среднее предприятие, и услугу, которую оно предоставляет. Поэтому руководителям МСП необходимо систематически предпринимать определенные шаги для обретения прав на объекты интеллектуальной собственности, управления ними и их защиты, чтобы обеспечить надлежащую коммерческую отдачу этих прав.
Если МСП использует объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие другим лицам, следует законным путем приобрести права на их использование через лицензию или договор о передаче прав во избежание угрозы спора и последующего судебного процесса, как правило, длительного и довольно дорого. Также следует учитывать на возможность санкций со стороны других стран и международных организаций в случае массовых нарушений. Яркий пример – претензии к Украине со стороны Соединенных Штатов относительно пиратства аудиовизуальной продукции.
Практически каждое МСП имеет собственное фирменное (коммерческое) название, а также один или несколько товарных знаков, которые также подлежат охране. Большинство МСП могут быть владельцами конфиденциальной бизнесовой информации, которую также необходимо надлежащим образом охранять и использовать (ноу-хау, коммерческая тайна – от перечня клиентов или покупателей до методик ведения бизнеса). Многие МСП изготавливают или распространяют продукцию, охраняемую авторским правом и смежными правами; некоторые являются владельцами изобретений, которые усовершенствуют технологический процесс или конечный продукт.
Во всех этих случаях руководству малого или среднего предприятия следует задуматься над вопросом: каким образом можно использовать систему интеллектуальной собственности в интересах бизнеса? Что она дает предприятию, компании, фирме? При грамотном использовании системы интеллектуальной собственности она реально способна обеспечить существенные преимущества почти во всех аспектах деятельности предприятия, в частности:
· разработке и производстве конкурентоспособной продукции;
· своевременном обновлении и техническом перевооружении производства;
· определении свободных рыночных ниш, потенциальных партнеров и конкурентов;
· маркетинге продукции на внутреннем и внешнем рынках;
· импорте продукции или услуг, в том числе в форме франчайзинга и продажи лицензий;
· увеличении финансовых активов предприятия, его рыночной стоимости;