Прямым подтверждением реальности концепции и выбранной стратегии ее реализации является создание на территории России и стран СНГ около 60 технопарков. Большинство технопарков создано в системе высшей школы, так как именно в ней в 1989 г. зародилась инициатива их создания в России. В настоящее время в 25 регионах Российской Федерации действует свыше 50 технопарков, 25-30% из них - это стабильно функционирующие структуры.
Учредителям российских технопарков являются университеты, научные центры, промышленные предприятия, негосударственные фирмы, органы власти, банки, общественные организации. Число учредителей колеблется от 2 до 21.
Российские технопарки организованы как акционерные общества открытого (17,9%) или закрытого (46,4%) типа, общества с ограниченной ответственностью (25%). В остальных случаях используются такие организационные формы как государственное предприятие, некоммерческая хозяйственная организация
В технопарках России размещено около 1000 малых инновационных предприятий, связанных с предпринимательством в научно-технической сфере; действует около 200 малых предприятий сервисного назначения. Российские технопарки, объединенные в Ассоциацию "Технопарк", производят продукцию и оказывают услуги 24 отраслям промышленности и социальной сферы, в том числе наиболее часто в сферах науки, научного обслуживания, экологии, машиностроения, энергетики, информатики, здравоохранения и образования. Основными потребителями продукции и услуг технопарков являются государственные предприятия (22%), частный сектор (17%), высшие учебные заведения (14,6%), зарубежные потребители (14,6%).
Примечательно, что в последнее время основным постулатом государственной политики Украины в сфере реформирования экономики является то, что научно-технический прогресс представляет собой важнейший фактор развития общества, его духовного и интеллектуального роста. Особенно важное значение придается созданию благоприятного инновационного климата. Кроме собственно финансирования, это и целенаправленное развитие высшего образования, проведение соответствующей налоговой, амортизационной, кредитно-денежной политики, введение антимонопольных правил, поддержка и развитие государственной системы научно-технической информации, стандартов, проведение патентно-лицензионной работы.
Поддерживая конкуренцию и предпринимательство в научно-технической сфере, государство постепенно идет к созданию и планомерному развитию цивилизованного рынка научно-технической продукции. При этом осуществляется поиск решений ряда проблем эффективного использования научно-технических результатов для реанимации общественного производства и удовлетворения жизненных потребностей граждан.
Одной из таких проблем является активное вовлечение в сферу инновационных процессов научно-технического потенциала городов и регионов Украины, в том числе и на основе создания на их территории технопарков (агротехнопарков, инновационных парков, рекреационных парков, научно-исследовательских парков) и других локальных инновационных структур (инновационных и технологических инкубаторов; технологических, территориальных, научно-производственных центров; технополисов, курортополисов, а также инновационных венчурных фондов и консалтинговых фирм). Иными словами, речь идет о создании инфраструктуры инновационной деятельности, коммерциализации результатов научных исследований, создания развитой сети малого инновационного предпринимательства.
Инновационные структуры станут эффективным механизмом решения вышеназванных проблем, если они будут иметь общерегиональное значение и их деятельность будет ощущать целый регион или город. А это значит, что инновационная структура должна быть детищем не одного вуза, а всех субъектов, от которых зависит судьба региона. Инновационная структура - это совместное предприятие, в создании которого принимают участие, кроме ученых, промышленники и предприниматели, региональные и местные органы государственного управления, финансовые институты, общественные и иные организации.
Первым в Украине стал экономико-технологический эксперимент по созданию территориального инновационного центра агропромышленной направленности в Бродовском районе Львовской области, проведенный по Указу Президента Украины в 1994 г. В сентябре 1995 г. подписано постановление Кабинета Министров Украины "О создании в Киеве инновационного технологического центра "Мотор- технология". В марте 1996 г. по решению исполкома Киевского горсовета создан Киевский инновационный бизнес-инкубатор [ 11 ].
Начало формированию нормативной базы инновационной деятельности в Украине положило Распоряжение Президента Украины от 23 января 1996 г. "Вопросы создания технопарков и инновационных структур других типов" N 17/96-рп, за которым последовали Постановления Кабинета Министров от 29 апреля 1996 г. "О межведомственном совете по координации деятельности создания и функционирования технопарков и инновационных структур других типов" N 471, от 22 мая 1996 г. "Об утверждении Положения о порядке создания и функционирования технопарков и инновационных структур других типов", N 549 от 4 марта 1997г. "О внесении изменений и дополнений в Постановление Кабинета Министров Украины N 471 от 22 мая 1996 г."
Большую организаторскую и методическую работу по становлению в Украине инновационной деятельности проводит Министерство Украины по делам науки и технологий Украины. В частности, последовательно отстаивая требование времени о льготном налогообложении научно-технической деятельности, министерством инициировано внесение изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22 мая 1997 г. N 283/97-вр, согласно которому продукция инновационных центров, зарегистрированных в Государственном реестре инновационных структур, по представлению Межведомственного Совета облагается половинной ставкой от действующей сроком на три года. Это положение вступает в силу после принятия Закона об инновационной деятельности, рассмотрение которого в Верховной Раде Украины также инициирует Миннауки.
Тем не менее, даже до принятия этого Закона в целом, по Украине идет интенсивный процесс создания инновационных структур. Создаются и разворачивают свою деятельность такие структуры в Киеве, Донецке, Львове, Днепропетровске, Харькове, Запорожье, Одессе, Трускавце и других городах.
Есть все предпосылки для создания инновационных структур и в Крыму. Мощный научный потенциал республики, наличие высокотехнологичных производств и квалифицированных кадров, источников минеральных ресурсов и развитая инфраструктура связи и транспорта, близость к восточным рынкам, уникальные климатические условия потенциально способствуют этому. К благоприятным предпосылкам следует отнести и то, что в Украине и в Крыму уже произошло накопление капитала в отдельных негосударственных структурах, и к Крыму проявляют интерес зарубежные предприниматели и финансисты. Важную роль в развитии инновационной деятельности должны сыграть и зарождающиеся на Украине различные финансово-промышленные группы.