Трудно переоценить значение патентной и научно-технической информации как источника сведений технического и коммерческого характера. Техническая информация, содержащаяся в описаниях изобретений, на 75–80 % уникальна и не воссоздается в других источниках. Уникальным источником информации являются также официальные бюллетени ведомств интеллектуальной собственности. Только в них публикуются сведения об изменении в правовом статусе объектов промышленной собственности, в том числе об изменениях собственно владельца. Из официальных бюллетеней можно узнать о заключенных лицензионных договорах и договорах о передаче прав на объекты промышленной собственности. С 2001 г. официальный бюллетень Государственного департамента интеллектуальной собственности Украины «Промышленная собственность» выпускается как в печатном виде, так и на CD-ROM, что облегчает поиск и обработку информации.
Кроме того, из патентной и патентноассоциированной литературы можно получить сведения о том, какие секторы производства и потребительского рынка находятся на подъеме, какие фирмы и компании являются лидерами в тех или иных направлениях научно-технического прогресса, кто владеет правами на оригинальные, пионерные решения. Благодаря этому можно определить круг конкурентов, а также перспективных партнеров, исследовать состояние рынка в странах, которые представляют интерес для Вашего бизнеса. Предприятиям и компаниям, которые работают в быстро развивающихся областях промышленности, целесообразно широко использовать базы данных патентной информации для выявления уже существующих технологий, компаний, которые могут стать покупателями или продавцами соответствующих лицензий. Как правило, патентно-информационные базы данных являются коммерческими, но, проявив определенную настойчивость, в Интернете можно найти довольно много бесплатной патентной информации по тем или другим областям промышленности. На сайтах патентных ведомств развитых стран также есть свободный доступ к сведениям о выданных охранных документах. Систематический патентный поиск позволит избегнуть лишних затрат на исследовательские работы и дублирование уже существующих результатов.
Необходимо подчеркнуть, что руководители предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, несут особую ответственность. Нужно хорошо понимать, что далеко не каждая новая разработка имеет реальный рыночный потенциал, к тому же реальную ее стоимость трудно оценить заранее, до внедрения в хозяйственный оборот. Важным начальным этапом, вдобавок достаточно затратным, является обретение правовой охраны на объект интеллектуальной собственности. Но управление правами интеллектуальной собственности – это нечто большее, чем просто получение охранного документа. Важно не просто возместить расходы на исследования, разработку новой продукции, ее маркетинг и правовую охрану примененных инноваций. Стратегической целью является достижение экономической результативности, получение прибыли от коммерциализации интеллектуальной собственности. Управленческое звено компании или предприятия должно правильно распорядиться такими активами. Коммерческий риск в инновационном производстве высокий, и для его снижения предприятиям необходимо привлекать опытных экспертов и менеджеров инновационной деятельности.
Понятно, что реально существует целый ряд факторов, которые мешают использованию интеллектуальной собственности малыми и средними предприятиями, в частности:
· недостаточная информированность относительно значения интеллектуальной собственности и предоставляемых ею возможностях;
· отсутствие базовых знаний о правах владельца продукта интеллектуальной деятельности и возможности их защиты;
· недостаточное осознание того, как оперировать интеллектуальной собственностью для текущих потребностей бизнеса;
· значительные затраты, связанные с обретением прав на объекты интеллектуальной собственности, в частности за границей;
· довольно громоздкая и длительная процедура оформления прав;
· сложность отслеживания нарушения прав и их защиты в установленному законом порядке.
В последние годы в Украине наблюдаются значительные положительные изменения в сфере просветительской и информационной деятельности, а также предоставления разнообразных услуг, связанных с обретением и использованием прав интеллектуальной собственности. Появились возможности получить специализированное образование. Увеличивается количество специальной литературы и периодических изданий в области интеллектуальной собственности. Созданный год назад Украинский центр инноватики и патентно-информационных услуг предоставляет широкий спектр услуг для заявителей, ведет консультативную работу, систематически проводит семинары и конференции.
Законодательство и процедурные аспекты обретения прав интеллектуальной собственности в Украине гармонизируются с нормами Европейского Союза и другими международными стандартами. Более серьезной проблемой являются недостаточные финансовые возможности украинских заявителей для обеспечения своих прав – как на внутреннем рынке, так и за границей. Действующие законы Украины в сфере интеллектуальной собственности предполагают государственную поддержку изобретательской и инновационной деятельности. К сожалению, экономическое состояние нашего государства сегодня не позволяет имплементировать эти положения в необходимом объеме. С другой стороны, в октябре 2000 г. принят Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства», нацеленный на поддержку отечественных производителей, обеспечение постоянного положительного развития общества. Мероприятия государственной поддержки предусматривают систему льгот для субъектов малого предпринимательства, внедрение упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, а также финансово-кредитную поддержку через специальные неприбыльные фонды и государственные программы. То есть пока инновационная деятельность в полном объеме не стимулируется, для расширения финансовой базы патентно-лицензионной работы можно использовать преимущества статуса малого предприятия.
Начиная с 1999 г., Верховная Рада рассматривала Закон Украины «Об инновационной деятельности». После внесения поправок с учетом замечаний Президента Украины относительно его последнего варианта (от 5 июля 2001 г.), Закон в конце концов проголосован и введен в действие. Он определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования инновационной деятельности в Украине и должен заложить надежный базис для защиты прав, интересов и имущества всех участников инновационной деятельности, независимо от формы их собственности и подчинения. Среди других мероприятий, Закон предусматривает создание государственных инновационных финансово-кредитных учреждений, предоставление беспроцентного кредитования на выполнение инновационных проектов, льготное налогообложение инновационных предприятий.
Предприятиям, которые вырабатывают и реализуют инновационную продукцию, Законом предполагается предоставление статуса инновационных центров, который, в свою очередь, даст преимущества в получении льгот и режима содействия производственной и коммерческой деятельности.