Почти во всех отраслях экономики по сравнению с 1997 годом наблюдалась тенденция к снижению балансовой прибыли. В промышленности оно составило 96,3%, в торговле и общественном питании – 95,5 %, в науке и научном обслуживании – 38,8 %. И хотя мы не располагаем на момент написания этой работы исчерпывающей информацией, можно утверждать, что в 1999 году ситуация практически не улучшилась.
В значительной степени резкое ухудшение показателей экономической деятельности можно объяснить финансовым кризом, который разразился на Украине в сентябре 1998 года под большим воздействием событий в экономике России в августе того же года. Другое объяснение – совершенствование схем ухода от налогов и перевод все большей части деятельности малых предприятий в теневой сектор.
В развитых странах малые предприятия создаются, как правило, в качестве независимых компаний с целью реализации коммерческих проектов их создателей, включая инновационные проекты и т.п. К сожалению, на Украине большое распространение получила практика создания малых предприятий самими руководителями научно-исследовательских предприятий и компаний, которые используют эту форму хозяйственной деятельности для присвоения активов государственных компаний и получения незаконных доходов за счет бесконтрольного использования государственной собственности.
Существующие бюрократические структуры сдерживают создание и независимых компаний при научно-технических организациях, если в них не участвуют сами представители администрации. Необходимость отдавать значительную часть доходов ведет к росту трансаксационных издержек и, следовательно, росту стоимости выпускаемой продукции. Другая проблема состоит в усложненной процедуре регистрации малых предприятий и несоразмерно высокой стоимости предоставляемых услуг (например, установка телефона в киевском офисе стоит в 8 раз дороже, чем в Париже).
Тем не менее существуют примеры того, как относительно небольшие компании в сфере высоких технологий добивались определенных успехов. Они часто относятся к совместным предприятиям или филиалам зарубежных компаний.
Так в области телекоммуникаций за последние годы было создано пять совместных предприятий с зарубежными фирмами. В большинстве из них занято 20-40 человек, однако им удается достаточно успешно работать на рынке услуг, демонстрируя устойчивые темпы роста. Созданы и небольшие производственные компании по сборке элементов телекоммуникационного оборудования на нескольких бывших оборонных предприятиях.
При этом, если телекоммуникационные компании ориентированы на внутренний рынок, большое количество малых предприятий в силу низкого покупательного спроса и фактической остановки производства на большинстве крупных предприятий внутри страны, работают в основном на внешний рынок, в том числе – российский. Так, интересна история малого предприятия «Анати», созданного в самом начале 1990-х годов сотрудниками НИИ сверхтвердых материалов. В тот же период времени от института отделился опытный завод, производивший абразивные материалы и инструмент на основе использования искусственных алмазов. Самостоятельная деятельность завода оказалась малоуспешной, так как его специалисты оказались не способны обеспечить ни технический уровень, ни обновление номенклатуры выпускаемой продукции. С 1996 года «Анати» взяло в аренду предприятие, предложив несколько новых образцов продукции, разработанных его специалистами. К настоящему времени это малое предприятие фактически «поглотило» завод, обеспечило возвращение на многие традиционные рынки продукции в странах СНГ и выход на рынки ряда зарубежных стран. Таким образом, произошло создание новой высокотехнологичной компании, в основе деятельности которой – постоянное создание новых конкурентоспособных продуктов. С другой стороны, на «новом витке диалектической спирали» удалось избавиться от кадрового «балласта», которым до сих пор перегружены многие научно-исследовательские институты. Теперь у сотрудников предприятия нет оснований считать, что их производственная деятельность обеспечивает зарплатой сотрудников НИИ, как это имело место в период до распада научно-технического комплекса.
Некоторые предприятия малого бизнеса на Украине под воздействием кризиса приобрели черты предприятий «бангалорского»4 типа, т.е. появились высокотехнологичные компании, которые совершенно не связаны с местной экономикой и работают исключительно на зарубежных подрядчиков. Наиболее распространены такие компании в области производства программного обеспечения и конструкторских разработок в таких отраслях, как автоматика, авиастроение, фармацевтика. Во многих случаях работа в такой компании становится первым шагом для последующей эмиграции специалистов. Интересно отметить, что услугами подобного рода небольших фирм и групп специалистов пользуются не только западные, но и отдельные российские компании, особенно из состава бывшего ВПК. Не случайно, что и наибольший поток эмиграции среди украинских ученых и специалистов в 1990-е годы пришелся на Россию.
После президентских выборов на Украине в ноябре 1999 года внимание к проблемам малого и среднего бизнеса несколько усилилось. На одном из первых заседаний кабинета министров в конце 1999 года было принято решение о создании нового варианта laquo;Национальной программы содействия развитию малого бизнеса».
Среди важнейших элементов этой программы названы следующие:
Предполагается, что быстрое развитие малого предпринимательства поможет решить важные макроэкономические проблемы, в частности, проблему безработицы, которая все острее ощущается на Украине.
Что касается схем финансового обеспечения деятельности малого бизнеса, и в первую очередь, малого высокотехнологичного бизнеса, то необходимо отметить, что подобные попытки предпринимались и в прошлом. На Украине в течение ряда лет активно действовал Государственный инновационный фонд, главная задача которого состояла в содействии как раз в содействии инновационным процессам на территории страны. Средства фонда составляли до 1/3 расходов на науку и инновационную деятельность на Украине.
Однако далеко не все проекты инновационного фонда закончились успешно. Против некоторых из функционеров фонда ведутся уголовные дела за создание схем получения незаконных кредитов. Значительная часть кредитов была таким образом просто похищена, другая часть средств периодически «конфисковывалась» государством, когда возникала необходимость выплатить долги шахтерам или учителям. Полной информации о «плохих кредитах» фонда нет, но ясно, что его реальное влияние на становление малого инновационного бизнеса оказалось гораздо меньше ожидавшегося.