Отдельные предприятия способны добиться некоторого успеха, не затрачивая большого труда на планирование. Планирование само по себе не гарантирует успеха. Но планирование может обеспечить немало важных и благоприятных факторов для предприятия.
Современные темпы изменения и наращивания объемов знаний настолько велики, что планирование представляется единственным способом реального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Планирование обеспечивает также основу для принятия эффективных управленческих решений. Когда известно, чего организация хочет достичь, легче найти наиболее подходящие действия. Планирование способствует снижению рисков при принятии решений. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск ошибок, обусловленных ошибочной или недостоверной информацией о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование служит для формулирования и достижения ключевых целей в рамках организации.
Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и, в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.
Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться. Целью такого плана может быть получение кредита, привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы, оценка ее рыночного положения достижение необходимых результатов по объемам сбыта продукции и др.
Бизнес-план — многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.
Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.
Бизнес-планирование занимает все более существенную долю в современном менеджменте.
В постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса открывается сейчас множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает менеджеру не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке.
Охарактеризовать не только теоретические аспекты бизнес-планирования, но и проблемы практического применения бизнес-плана в российских экономических условиях призвана данная работа.
В первой главе последовательно изложены понятие планирование, его виды, освещена система планирования на предприятии. В качестве выводов – дана оценка места и роли бизнес-плана в системе планирования и управления.
Во второй главе рассмотрен вопрос взаимосвязи инвестиционного проектирования и бизнес-планирования, охарактеризованы наиболее распространенные методики бизнес-планирования, дана характеристика содержанию бизнес-плана.
В третьей главе сделана попытка подвести некоторые итоги: сравнить общую экономическую модель процесса бизнес-планирования и его практическую реализацию, оценить перспективы развития бизнес-планирования в России.
Планирование является основой для решений руководства предприятия. Управленческое решение может, как улучшить состояние предприятия, так и ухудшить его — ошибочное решение. Задача руководителя — действовать более рационально и систематизировано. Для достижения успешной деятельности предприятия руководителю важно не только глубокое знание общих законов, но и проявление внимания к деталям, умение ставить конкурентов в трудное положение созданием нестандартной ситуации, быстрое реагирование на изменяющиеся условия и использование открывающихся возможностей.
Анализ управленческих решений предполагает расчленение той или иной сложной проблемы на подпроблемы, легче поддающиеся логическому и интуитивному рассмотрению. Результаты исследования каждой из подпроблем интегрируются, что позволяет глубже исследовать проблему в целом. Чем же объяснить возникновение управленческих задач сложного характера? Одна из причин заключается в том, что в экономике рассматриваемые факторы (производственные, коммерческие, финансовые и пр.) находятся в сложной взаимозависимости. В качестве примера можно привести каузальную (причинно-следственную) схему факторов, учитываемых при управлении проектом в области создания коммерческой недвижимости — строительства жилого комплекса (см. рис.1).
Основной целью такого проекта является получение максимальной рентабельности, что достигается оптимальным балансом между затратами на строительство (как основной составляющей затрат в подобных проектах) и возможной ценой реализации/продажи объекта. При этом инициатор проекта должен учитывать такие взаимосвязанные факторы как расположение площадки под строительство (и требования к возможному объекту на данной площадке), варианты исполнения объекта (варианты эскизного проекта), его оборудования и пр. На схеме стрелками показаны связи между факторами, а знак над стрелкой — указывает направление влияния: знак «+» — усиление/увеличение; знак «-» — ослабление/уменьшение зависимого фактора; знак «+/-» указывает, что влияние может быть различным, в зависимости от параметров воздействующего фактора. Например, строительство домов со встроенными гаражами
(о чем есть соответствующие постановления в некоторых регионах — например, в Москве) одновременно приводит как к увеличению стоимости строительства (требуется закупать дополнительное оборудование и т.п.), так и к росту привлекательности таких домов для населения (растет престиж застройки).