ВВЕДЕНИЕ
Современный бизнес характеризуется быстрым развитием. Ввиду высокой конкуренции наблюдается снижение рентабельности операций. Это приводит к тому, что для поддержания хотя бы status quo, не говоря уже о развитии, фирмам требуется уделять все большее внимание таким элементам менеджмента, как общая стратегия, маркетинговая стратегия, логистика. Это связано с тем, что от правильного выбора направлений развития, политики сбыта по каждому виду продукции, снижения издержек (при падающей норме рентабельности), грамотного управления финансовыми средствами зависит существование фирмы на рынке. Тенденция подтверждается также повышением в последнее время спроса на специалистов в области стратегического планирования, бизнес-планирования, логистики.
Любое предприятие, его руководители и персонал, желает быть преуспевающим, обеспечивать своих сотрудников необходимыми им благами, приносить солидную прибыль, пользоваться уважением в мире бизнеса и политики, не зависеть от превратностей судьбы и существовать в таком состоянии вечно (как можно дольше).
Все это похвально, но не может быть осуществлено без грамотного руководства (как в плане наличия грамотных менеджеров, так и в плане правильной технологии управления — правильно организованного самого процесса управления).
У некоторых руководителей сложилось мнение, что основные проблемы существуют из-за отсталой технологии и отсутствия финансовых средств. На самом деле, отсутствие новейшего технологического оборудования и денег является лишь следствием более глобальных проблем предприятия.
Предприятие часто сравнивают с кораблем в "бушующем море рынка". Образно выражаясь, еще слишком многие предприятия носятся в нем "без руля и без ветрил" — "по прихоти волн", т.е. не обладая необходимыми техническими средствами управления и знанием соответствующих приемов (проблемы в области технологии управления, наличия соответствующих специалистов). Число подобных компаний стремительно сокращается — работает "естественный отбор". Редко какой руководитель не слышал о базовых инструментах и техниках — бюджетировании, управленческом учете, бизнес-плане и т.д. Конечно могут существовать различные пробелы и ошибки, но при наличии базовых знаний они уже не носят столь критичный характер. Возвращаясь к аналогии с кораблем, можно сказать что такая ситуация — это когда худо-бедно набрана команда и наличествует общее понимание что рулем можно менять курс, можно управлять парусами, а воду из трюма неплохо бы откачивать. После этого можно сказать, что организация переходит на следующую ступень развития. Но общее состояние таких компаний зачастую не многим лучше "команд из низшей лиги". Сказывается отсутствие "самой главной детали" — капитана/штурмана. Номинально такая должность есть и ее даже кто-то занимает, но проблема заключается в мышлении и подходах этого "кого-то". Если обязанности капитана исполняет простой матрос с мышлением, знаниями и кругозором неопытного юнги — от проблем не уйти. В отсутствии четкого курса (цели и стратегии) любая, на первый взгляд, продуктивная деятельность, превращается в беспорядочные метания, которые немногим отличаются от плаванья "по воле волн". И только преодолевшие этот кризис компании по праву переходят в "высшую лигу". Снова обращаясь к выбранной аналогии: капитан ведет корабль к выбранной цели (часто с помощью надежного штурмана) через ряд промежуточных портов, где он может пополнить запасы, доукомплектовать команду, провести необходимый ремонт и оснащение. Т.е. четко представляя себе цели деятельности можно разработать соответствующие стратегии, подобрать персонал, необходимые ресурсы, провести требуемую реорганизацию и другие изменения, чтобы в полной соответствовать тем требованиям, которые налагает "маршрут движения к цели".
Сейчас для большинства предприятий характерна "пассивная" форма управления деятельностью — принятие решений как реакция на текущие события. Руководители фактически идут на поводу происходящих событий, зачастую борются с симптомами, а не причинами явлений, неосознанно отдают приоритет оперативным целям в ущерб стратегическим. Все это негативно сказывается на жизнеспособности бизнеса и ставит под вопрос существование компании уже в ближайшем будущем.
Кроме того, такая форма управления порождает множество проблем и противоречий, приводит к ухудшению показателей и создает "порочный круг проблем" — т.е. лавинообразное нарастание различных проблем при их сильной взаимосвязи между собой.
Наиболее яркими примерами противоречий являются противоречия между: 1) интересами предприятия и государства (в лице фискальных органов) — отсутствие налогового планирования; 2) рентабельностью собственного капитала и рентабельностью финансовых рынков — ошибки или отсутствие стратегии финансирования; 3) интересами отдельных функциональных служб в рамках компании — отсутствие единой цели и стратегии приводит к конкуренции между отдельными подразделениями вплоть до полного паралича созидательной деятельности и т.д.
Например, по мнению ряда экспертов и аналитиков, источники проблем кроются в:
• неопределенности целей;
• низкой эффективности управления;
• деструктивном подходе к планированию бизнеса;
• неэффективности управления финансами и издержками производства;
• принятии необоснованных решений.
Большинство проблем предприятия носит стратегический характер. Здесь на первый план выходит необходимость в разработке действий и мероприятий, направленных на "борьбу" с проблемами предприятия, составления грамотных стратегий развития бизнеса и управления им с современных позиций.
Все это описывается термином "бизнес-планирование", который как волшебный ларчик включает все: от собственно планирования до принятия управленческих решений и их анализа.
Бизнес-планирование имеет особую значимость для обеспечения ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов достижения высокой результативности бизнеса, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.
Планирование ориентируется на имеющиеся источники как собственных, так и привлекаемых средств и возможности их превращения в производительный капитал. В рамках этого предусматриваются реальные каналы приобретения основных и оборотных фондов, найма производственного персонала, обеспечения необходимых условий работы, удовлетворения социальных запросов. Отсюда огромное значение придается процессу определения размеров и направлений использования всех фондов, необходимых для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства.
Главная цель, которую преследует предприятие достижение максимума прибыли при минимуме затрат. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке.