· увеличивая активы
· уменьшая пассивы и собственный капитал
3) Нельзя тратить больше того, что у Вас есть
Отчет об изменениях в собственном капитале
Назначение — дать дополнительную информацию, которая помогает понять финансовую сторону баланса (без него сложно восстановить компоненты финансовых изменений)
Источники изменений:
· прибыль или убыток за период
· выплата дивидендов
· привлечение дополнительного капитала через продажу новых обыкновенных акций
· износ активов и поправки к их стоимости (связанные с размещением активов или изменением их структуры)
· сложные подсчеты, связанные с обменом валют
Правила распределения прибыли:
Взаимосвязь всех основных отчетов, базирующихся на первичной информации о деятельности предприятия представлена на рис ниже.
Планирование и план
Одновременно с выявлением проблемы в общем виде (т.е. возможных причин, породивших ее) следует оценить ее сложность и потенциальный «объем работ». В дальнейшем, для обозначения всех способов разрешения проблем и/или использования открывающихся возможностей будет использоваться термин «план». План — что-либо, что задумывается или планируется, что изменяет исходное состояние любой системы (меняет ситуацию) и что связано с затратами времени и средств.
В зависимости от важности проблемы для проекта/решения и ее новизны/сложности можно выделить пять групп требований к глубине исследования проблемы, сбору информации и степени проработки проекта (см. табл. 3 «Матрица классификации проблем»).
После диагностики проблемы требуется достичь понимания того, что с ней можно сделать.
Первый этап в этом процессе — выбор позиции, исходя из которой будет анализироваться ситуация и возможные пути решения, т.е. формулировка целей анализа и точки зрения на проблему.
Как уже упоминалось, основными целями процесса являютя:
1. Разработка стратегии развития компании.
2. Определение тенденций развития предприятия.
3. Оптимизация или совершенствование процесса, изделия или вида деятельности.
4. Моделирование бизнес-процессов (поддержка принятия решений).
«Привлечение внешнего финансирования» основной целью быть не может — это средство преодоления ограничений в ресурсах или возможностях на пути к действительной цели — развития предприятия, преодоления кризиса и т.п.
Для облегчения выбора можно воспользоваться таблицей 5 («Направленность процесса бизнес-планирования»). В ней, в зависимости от критерия «широты охвата» (т.е. сложности проекта — в какой степени он затрагивает организацию) и предполагаемых источников ресурсов выбирается направленность бизнес-планирования (по сути, ответ на вопрос «для кого готовится бизнес-план») и основные элементы, которым стоит уделить внимание. В качестве справочных данных приведены примеры соответствующих проектов.
Наиболее важные моменты, которым следует уделить внимание, в зависимости от направленности бизнес-плана представлены в таблице 6.
Для более четкой классификации целей проектов и проблем предназначена таблица 4 («Морфологическая карта целей проектов»). Количество характеризующих параметров в ней расширено до двенадцати. Используя их можно получить своеобразный «профиль» проблемы, взгляда на нее и возможного способа решения. Для этого следует в каждой строке выбрать один элемент, отвечающий данному параметру. Полный набор из двенадцати элементов и даст искомый профиль.
После подобного определения параметров конкретного проекта желательно повторно обратиться к таблице 3 для возможного уточнения глубины анализа.
Параметры | Промежуточны решения | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Уровень проекта |
уровень компонентов |
уровень процессов |
уровень систем |
уровень общественных групп |
другое |
Масштаб проекта |
локальный |
региональный |
национальный |
многонацио-нальный |
глобальный |
Стратегическая цель |
стать мировым лидером |
стать национальным лидером |
стать доминирую-щим отраслевым лидером |
обогнать теперешнего лидера |
попасть в первую пятерку |
Степень агрессивности |
агрессивное расширение (приобретение + рост) |
расширение через внутренний рост |
расширение через приобретения |
поддержание рыночной доли |
сдача рыночной доли |
Положение на рынке (стратегичес-кое) |
в основном наступательное |
в основном оборонитель-ное |
комбинация защиты и наступления |
агрессивно-рискованное |
Консерватив-ный последователь |
Текущее положение (сила) |
все более усиливаю-щиеся |
прочное (основатель-ное) |
50/50 (среднее) |
смена позиции (переход из слабой в сильную) |
теряем опору |
Этап жизненного цикла |
ранняя разработка (развитие) |
индустриаль-ный взлет (бурное развитие отрасли) |
стремительный рост |
развертывание конкуренции |
зрелость |
Направлен-ность проекта |
новый продукт/ услуга (новая «модель») |
улучшение технологии |
реинжиниринг |
стратегические союзы |
горизонтальная интеграция |
Тип проекта |
замещающий существующие функции |
замещающий на новом уровне (более современный) |
расширение на том же уровне |
новый (новые функции, технологии и т.п. для старых целей) |
новый (новые функции и т.д. для новых целей) |
Степень проработки |
новая проблема |
в начальной степени |
нерешенная проблема |
неиспользованная возможность |
частично решенная |
Финансиро-вание краткосрочное |
краткосрочная аренда |
толлинг |
торговый кредит |
банковский кредит (ссуда; оведрафт) |
вексель |
Финансиро-вание долгосрочное |
инвестиции (публичная эмиссия) |
банковский кредит |
фонды (в т.ч. льготное финансиро-вание) |
портфельные инвесторы |
стратегический партнер (инвестор) |