Разработка планов/решений (определение альтернатив).
Предыдущий шаг завершился выявлением проблемных зон, причин негативных событий или открывающихся возможностей, благоприятных факторов. Теперь, на основе этих сведений, следует предложить возможные управленческие решения — разумеется, этот шаг мы тоже рассмотрим под углом финансов (с позиций финансов). В рамках данного пособия этот вопрос будет затронут очень кратко — эта тема сложная и требует детального рассмотрения. Мы познакомимся только с возможными направлениями, которыми следует руководствоваться при поиске решений в случае неблагоприятной ситуации на предприятии (кризисе).
Большинство решений, направленных на выведения компании из кризиса можно отнести к стратегическим (т.к. проблемы возникают из-за ошибок в стратегии: прямые ошибки или «успокоенность» — пренебрежение изменениями на рынке и проч.). Это решения, которые нужно «семь раз отмерить» — провести детальный и всесторонний анализ — слишком высока цена ошибки.
.
Обычная последовательность действий при преодолении кризиса состоит из двух этапов: 1) восстановить прибыльность и нормализовать движение денежных средств — краткосрочные меры, которые не решают проблем но создают «плацдарм» для дальнейших изменений — консолидация; 2) восстановить позиции компании — долгосрочные стратегические решения, которые собственно устраняют причины кризиса
Консолидация - получение краткосрочной прибыли
Это меры по восстановлению прибыльности и нормализации движения денежных средств:
· сокращение затрат
· повышение размера чистой прибыли
· избавление от избыточных активов
· усиление контроля за денежными трансакциями
Трансформация — создание долгосрочной конкурентоспособности
Цель — борьба за покупателя и лидирующее положение на рынке:
· расширение доли рынка
· позиционирование марок
· инновации в области товара
· инновации в области процессов и маркетинговых каналов
Следует осознавать разницу между долгосрочной и краткосрочной перспективой. Достижение краткосрочного повышения прибыли не представляет особых проблем. Но если не проанализировали причины кризиса и пренебрегли программой трансформации — не следует рассчитывать на восстановление рентабельности в долгосрочном периоде.
Факторы, определяющие выбор мер консолидации
· скорость
· ответная реакция потребителей
· реакция конкурентов
· высокий потенциал
· низкий риск
· долговременные убытки
· правовые ограничения и ограничения, связанные с охраной окружающей среды
· моральное состояние сотрудников
Программа трансформации — основные вопросы
· основные внешние силы трансформации отрасли
· концепция лидерства компании в отрасли (отличительное преимущество, основные компетенции и пр.)
· каким образом будет создана основная компетенция
· какие стратегии позволят реализовать концепцию лидерства
· какими качествами должен обладать руководитель
Экономическая сущность решений по повышению прибыли
· решения, влияющие на цепочку ценностей (решения в области товаров, цен, стимулирования сбыта и пр.), оказывают противоположное воздействие на показатели прибыли и объема продаж
· существует временная дифференциация — эффект решений проявляется гораздо быстрее в области прибыли, чем в сфере продаж и маркетинговой деятельности
Увеличение притока денежных средств |
Уменьшение оттока денежных средств | ||||
Краткосрочные меры |
• Продажа или сдача в аренду внеоборотных активов • Рационализация ассортимента продукции • Реструктуризация дебиторской задолженности, управление ею и использование адекватных финансовых инструментов • Использование частичной предоплаты • Использование внешних источников краткосрочного финансирования • Разработка системы скидок для покупателей |
• Сокращение затрат • Отсрочка платежей по обязательствам • Использование скидок поставщиков • Пересмотр программ инвестиций • Налоговое планирование • Вексельные расчеты и взаимозачеты | |||
Долгосрочные меры |
• Дополнительная эмиссия акций и облигаций • Реструктуризация компании • Поиск стратегических партнеров • Привлечение инвесторов |
• Установление долгосрочных контактов, предусматривающие скидки, отсрочки платежей и др. льготы • Налоговое планирование | |||
Это, пожалуй, одна из наиболее сложно формализуемых функций. Основной задачей является формулирование набора возможных решений проблемы (альтернатив).
Во многих случаях достаточно получить несколько приемлемых решений, а не пытаться найти оптимальное (слишком дорого).
В число рассматриваемых альтернатив обычно необходимо включить и «ничего не предпринимать/оставить как есть» (см. «Возможные решения»)
Рис. Возможные решения
Процесс нахождения возможных альтернатив определяется поисковой стратегией и способом управления ею.
Для управления самим процессом поиска возможных решений в сложных и тупиковых ситуациях рекомендуется использовать морфологическую карту «Управление стратегией поиска решения» (таблица 9 приведена ниже).
С целью облегчения процесса генерирования возможных альтернатив можно попытаться ответить на вопросы, указанные в таблице 10 («Вопросы для создания замысла/идеи»)
а также обратить внимание на ключевые факторы успеха, опираясь на которые любое предприятие может разрабатывать эффективные планы/стратегии (см табл. 11 «Ключевые факторы успеха»).
Оценка планов/решений.
Результатом выполнения этой функции является проведение анализа и подготовка сводного документа, систематизирующего и обобщающего все исследования (бизнес-план).
Ключевыми моментами в процессе оценки, которым следует уделить особое внимание, являются:
· правильный выбор используемых методов анализа на основе характера информации, времени на принятие решения, особенностей вопроса;