Таблица 4. Морфологическая карта целей проекта
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
другое | |||||
попасть в первую десятку |
подняться на 1-2 ранга |
обогнать частного конкурента (не лидера) |
удержание позиций |
только выживание |
другое |
другое | |||||
другое | |||||
отступление |
другое | ||||
рыночное насыщение |
стагнация или отраслевое падение |
другое | |||
вертикальная интеграция |
диверсификация |
повышение квалификации персонала |
получение дополнительной прибыли (портфель проектов) |
поддерживаю-щий проект (доступ к новым возможностям) |
другое |
новый (диверсифика-ция) |
исследователь-ский (прикладная НИР и т.п.) |
исследователь-ский (фундаменталь-ная НИР и т.д.) |
другое | ||
неудовлетворительное решение |
требуется уточнение |
разработка детальных планов |
подготовка конечных документов |
другое | |
факторинг |
другое | ||||
облигации (выпуск) |
конвертируемые облигации |
лизинг |
другое |
Как правило, сразу после формулировки целей и точки зрения анализа/исследования формируется перечень ограничений и критериев принятия решений (с учетом предварительно собранной информации).
Ограничения позволяют сузить поле поиска альтернатив (возможных конкретных решений), а наличие критериев — получить стандарт, по которому предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Число ограничений и критериев зависит от размера и типа организации, важности и сложности проблемы и др. факторов. Как правило, для крупной организации существует меньше ограничений, чем для небольшой или испытывающей множество трудностей (находящихся в кризисном состоянии).
Примерный перечень возможных критериев, используемых для оценки инвестиционных проектов приведен в таблице 7.
Состав и вид ограничений, в основном, определяется наличием/отсутствием соответствующих ресурсов и навыков. Классификация основных доступных для большинства предприятий ресурсов приведена в таблице 8 («Классификация ресурсов организации»). Для выявления ограничений требуется установить список необходимых для преодоления проблемы (для реализации проекта) ресурсов и их наличие или отсутствие в достаточном объеме.
Одним из определяющих весь дальнейший процесс бизнес-планирования факторов является характеристика среды принятия решений. Решения следует принимать и воплощать в жизнь пока информация и допущения, на которых они основаны, остаются релевантными и точными. Ввиду этого особое значение приобретает допустимое время на принятие решений, а также степень изменчивости ситуации. Для решений, принимаемых в быстроменяющейся обстановке характерны малый срок, отпущенный на их принятие, и высокая степень неопределенности — т.е. невозможность оценить вероятность потенциальных результатов.
Следует отметить, что не следует стремиться к максимальному увеличению количества информации, это необязательно повышает качество решения и почти всегда — к большому расходу ресурсов. Часто руководители страдают от избытка не относящейся к делу информации.
Сбору и анализу подвергается внешняя и внутренняя информация (см. рис.10 «Факторы, учитываемые при оценке внешней и внутренней среды предприятия») [8].
Сбор информации по проблеме заканчивается ее обработкой и структуризацией. Во-первых, определяется релевантная информация (relevant — относящийся к делу). Во-вторых, выделяется качественная и количественная информация (т.к., несмотря на то, что важна и та и другая, для правильного анализа методы их обработки весьма различаются). Исследуется качество информации и ее достоверность. Сама информация, и ее характеристики используются в последующем анализе, определяя, в том числе, возможность использования тех или иных инструментов анализа и точность получаемых расчетов.
Таблица 7.
Перечень критериев для оценки инвестиционных проектов предприятиями. |
1. Цели компании, стратегия, политика, ценности. |
1.1. Совместимость проекта с текущей стратегией компании и долгосрочным планом. |
1.2. Оправданность изменений в стратегии фирмы (в случае, если этого требует принятие проекта). |
1.3. Возможное изменение места и значения фирмы в случае успеха проекта. |
1.4. Стратегическое соответствие предлагаемого проекта уже принятым проектам. |
1.5. Соответствие проекта представлениям руководства о компании. |
1.6. Соответствие проекта отношению компании к риску. |
1.7. Соответствие проекта отношению компании к нововведениям. |
1.8. Соответствие проекта требованиям компании с учетом временного аспекта (долгосрочный или краткосрочный проект). |
1.9. Наличие необходимых для осуществления проекта навыков управления и опыта предпринимателей. |
1.10. Наличие специалистов в области маркетинга. |
1.11. Наличие у фирмы финансовых навыков, необходимых для успешного осуществления проекта. |
1.12. Наличие необходимых компетентности и связей у менеджеров фирмы. |
1.13. Соответствие проекта потенциалу роста фирмы. |
1.14. Устойчивость положения фирмы. |
1.15. Степень диверсификации фирмы (т.е. количество отраслей, не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой осуществляет свою деятельность фирма, и их доля в общем объеме ее производства), влияющая на устойчивость ее положения. |
1.16. Влияние больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в фирме. |
1.17. Влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в фирме. |
2. Рыночные критерии. |
2.1. Наличие четко определенных потребностей рынка (наличие спроса) и соответствие им проекта. |
2.2. Оценка общей емкости рынка для предлагаемого проектом продукта (услуги, технологии). |
2.3. Оценка доли рынка в случае успеха. |
2.4. Наличие потенциала роста данного рынка. |
2.5. Наличие "рыночной ниши" (т.е. наличие на определенных локальных рынках, |
2.6. Оценка периода выпуска продукта (срок жизни проекта). |
2.7. Вероятность коммерческого успеха. |
2.8. Ценообразование и восприятие потребителем (главное — зависимость цены на данный продукт от изменения спроса на него, т.е. эластичность цены). |
2.9. Вероятный объем продаж (на базе оценок пп. 1—8). |
2.10. Временной аспект рыночного плана (изменение продаж по годам). |
2.11. Скорость выхода на установленный объем продаж. |
2.12. Положение фирмы на рынке (является ли она лидером, насколько шатки ее позиции и т.п.). |
2.13. Необходимость маркетинга для продвижения на рынок предлагаемого проектом продукта (услуги, технологии). |
2.14. Позиция фирмы в конкурентной борьбе. Защищенность от конкурентов (в т.ч. наличие патента; в случае, если предлагается новый продукт — оценка срока, через который появятся новые конкуренты). |
2.15. Наличие препятствий для проникновения на рынок. |
2.16. Соответствие проекта существующим каналам сбыта (наличие уже готовой сбытовой сети). |
2.17. Ожидаемый характер конкуренции (ценовая, в области качества изделия, в сфере обслуживания и др.). |
2.18. Зависимость цены от объема сбыта и конкуренции. |
2.19. Защищенность от устаревания продукции. |
2.20. Воздействие нового продукта (технологии) на уже существующие продукты. |
3. Финансовые критерии. |
3.1. Размер инвестиций (вложения в производство, вложения в маркетинг, для проектов НИОКР — затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно). |
3.2. Потенциальный годовой размер прибыли. |
3.3. Ожидаемая норма чистой прибыли (отношение прибыли за вычетом налогов к объему инвестиций). |
3.4. Соответствие проекта критериям экономической эффективности капитальных вложений, принятым в компании. |
3.5. Стартовые затраты на осуществление проекта. |
3.6. Предполагаемое время, по истечении которого данный проект начнет приносить прибыль, и максимальное отрицательное значение кумулятивной оценки расходов и доходов. |
3.7. Наличие финансов в нужные моменты времени. |
3.8. Влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств. |
3.9. Необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проектов, и его доля в инвестициях. |
3.10. Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта. |
3.11. Стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста доходов фирмы, или доход год от года будет колебаться). |
3.12. Период времени, через который начнется выпуск продукции (услуг), а следовательно, возмещение капитальных затрат. |
3.13. Возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот). |
3.14. Фондоотдача, т.е. отношение среднего годового валового дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдачи, тем ниже в общих расходах предприятия доля постоянных издержек, не меняющихся при изменении производственных мощностей, а следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи на данном предприятии ниже среднеотраслевого, в случае кризиса у него больше шансов разориться одним из первых). |
3.15. Оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов). |
4. Научно-технические критерии (для проектов НИОКР). |
4.1. Вероятность технического успеха. |
4.2. Патентная чистота (не нарушено ли патентное право какого-либо из патентодержателей). |
4.3. Уникальность продукции (отсутствие аналогов). |
4.4. Наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта. |
4.5. Соответствие проекта стратегии НИОКР в компании. |
4.6. Оправдывает ли потенциал проекта изменения в стратегии НИОКР. |
4.7. Стоимость и время разработки. |
4.8. Возможные будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии. |
4.9. Воздействие на другие проекты. |
4.10. Наличие технических навыков, необходимых для осуществления проекта. |
4.11. Патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом). |
4.12. Потребности в услугах консультативных фирм или размещении внешних заказов на НИОКР. |
4.13. Удовлетворение требованиям техники безопасности. |
5. Производственные критерии. |
5.1. Необходимость технических нововведений для осуществления проекта. |
5.2. Соответствие имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы). |
5.3. Наличие производственного персонала (по численности и квалификации). |
5.4. Величина издержек производства, сравнение ее с величиной издержек у конкурентов. |
5.5. Наличие сырья и материалов и их цена; возможность использования отходов производства. |
5.6. Потребность в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании). |
6. Внешние и экологические критерии. |
6.1. Возможное вредное воздействие продуктов и производственных процессов. |
6.2. Правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству. |
6.3. Возможное влияние перспективного законодательства на проект. |
6.4. Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта. |
6.5. Воздействие проекта на уровень |