Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.
Как правило, основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Однако не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.
Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться и выполнять необходимые функции.
Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующие "краеугольные камни" управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.
Принцип экономичности требует, чтобы достигался:
- определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;
- при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации.
Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственная всем предприятиям само собой разумеющееся требования - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), то есть работать "экономично".
Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами или путем отсрочки, или за счет получения кредита.
Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) заботится о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышение их жизненного уровня, создание благоприятного социально-психологического в трудовом коллективе;
6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции. [1]
Выработка успешной стратегии начинается с определения "миссии" фирмы, общей цели функционирование коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевание ранка, предприятие может с лихвой может возместить недополученную прибыль.
В современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе является реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть "на плаву". Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономике скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят внимание на использование таких прогрессивных общественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.
Слово "фактор" трактуется как движущая сила, совершающегося процесса или одно из его необходимых условий.
В данном тексте под словом "фактор" понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка.
В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам.
В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные.
Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот.
В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает. [11]
Например, на предприятии разработана и внедрена хорошая система материального стимулирования, которая значительно повысила мотивацию труда работников, что способствовало повышению эффективности производства.
Другой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысилась утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном итоге привело к значительному браку продукции и снижению объема ее реализации.
В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором - негативную.
Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:
1) связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;
2) связанные с ускорением НТП, инновационной политикой предприятия;
3) связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
4) связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;
5) связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
6) связанные со спецификой производства и отрасли;
7) связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;
8) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.
Эта классификация чисто условная, и она не отражает все многообразие факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства.
Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективны. Объективные - это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.