Выбор источника покрытия затрат предприятия при нехватке собственных финансовых ресурсов зависит от целей инвестирования средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в оборотных средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальных вложений в расширение, техническое перевооружение или реконструкцию производства можно привлечь долгосрочный кредит или воспользоваться выпуском ценных бумаг.
Не менее важно для предприятия использовать свободные финансовые ресурсы, находить наиболее эффективные направления инвестирования средств, приносящих предприятию дополнительную прибыль. Здесь важно уметь предвидеть динамику экономических процессов и профессионально владеть техникой совершение финансовых операций.
При инвестировании денежных средств в ценные бумаги работники финансовых служб обязаны соблюдать ряд требований с тем, чтобы добиться наибольшей доходности от подобных операций. Эти требования таковы:
- покупая акции (облигации) других предприятий, необходимо инвестировать только избыточные финансовые ресурсы, причем у предприятия всегда должна быть денежная наличность на случай предстоящих платежей. Денежная наличность может быть либо в форме денежного запаса на банковском счете предприятия, либо воплощена в высоколиквидных правительственных ценных бумагах;
- прежде чем приобрести акции (облигации) любого предприятия, необходимо всесторонне изучить его деятельность, проанализировать динамику его финансовых результатов. Лучше не полагаться на собственный анализ, а получить консультации у надежных экспертов. Не рекомендуется совершать сделку, располагая лишь конфиденциальной, непроверенной информацией о состоянии дел того предприятия, ценные бумаги которого намечается приобрести. Нельзя покупать акции фирм, публикующих отчетов о своих доходах;
- нужно инвестировать средства в ценные бумаги нескольких предприятий, причем лучше, если они будут представлять разные отрасли экономики. Вложение всех финансовых средств только в один объект может оказаться неудачным, если это предприятие потерпит крах или окажется в тяжелый экономической ситуации;
- необходимо регулярно изучать финансовые отчеты тех предприятий, в акции (облигации) которых инвестированы денежные средства. При рассмотрении отчетных данных не следует ограничиваться лишь показателями балансовой и чистой прибыли, ее распределением, величиной и уровнем дивидендов; нужно определять и изучать динамику таких коэффициентов, как норма прибыли на акционерный капитал, уровень рентабельности, скорость оборота авансированных средств, соотношение собственных и заемных средств, и др. Положение дел на интересующем инвестора предприятии необходимо сравнить с общей ситуацией в соответствующей отрасли экономики;
- не рекомендуется отказываться от приобретения акций (облигаций) только из-за невысоких дивидендов процентов. Иногда лучше пойти на сравнительно невысокие дивиденды, если подтверждается стабильность и долгосрочный характер их получения. К примеру, в странах с развитой рыночной экономикой наибольшей популярностью у инвесторов пользуются ценные бумаги с твердофиксированным доходом. Инвестирование средств считается целесообразным, если норма доходности от инвестиций превышает процент, выплачиваемый кредитной системой за использование временно свободных денежных средств. [10]
В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обуславливается многими причинами.
От уровня цены зависят:
- величина прибыли коммерческой организации;
- конкурентоспособность организации и ее продукции;
- финансовая устойчивость предприятия.
Успех коммерческого предприятия определяют следующие составляющие: научно обоснованная ценовая стратегия; разумная ценовая тактика; правильная методика установления цены.
Цена и ценовая политика для предприятия - второй, после товара, существенный элемент маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, т.к. любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно отражается на динамике продаж и рентабельности.
Вступая на путь предпринимательства, каждый хозяйствующий субъект должен отчетливо представлять, под влиянием каких факторов формируется рыночная цена.
Основными из них являются:
1. Спрос на производство;
2. Государственное регулирование цен;
3. Издержки по производству и реализации продукции;
4. Конкуренция;
5. Другие факторы. [7]
Цена на рынке подвергается изменению, прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор в рыночной экономике играет едва ли не ключевую роль.
Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар и услугу в определенное время и в конкретном месте. Следует различать понятия “желание” и “спрос”. Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.
В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение, т.е. количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте. Чем выше цена товара, тем больше будет его предложено на рынке.
Фирма производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в его продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивают получение желаемой прибыли, то это служит самым верным ориентиром целесообразности производства и соответствия спросу.
Объем предложения меняется только при изменении цены.
Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Это именно та цена, по которой товар будет продан.
В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.
Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичности. Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса.
Степень ценовой эластичности измеряется на основе коэффициента эластичности (Кэ):
, где
Q1 - объем продаж по прежним ценам;
Q2 - объем продаж по новым ценам;
P1 - прежняя цена изделия;
P2 - новая цена изделия.
Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительном изменении спроса) значение коэффициента эластичности больше единица. И наоборот, при неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эластичности меньше единицы. К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного спроса, относительно недорогие товары и другие.