рефераты по менеджменту

Разработка мер по улучшению финансового состояния предприятия

Страница
13

Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы.

1. Выделение субъектов и объектов анализа, выбор организационных форм их исследование и распределение обязанностей между отдельными исследователями.

2. Планирование аналитической работы.

3. Информационное и методическое обеспечение анализа.

4. Аналитическая обработка данных о ходе и результатах хозяйствования.

5. Оформление результатов анализа.

6. Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа. [2]

Антикризисное управление предприятием.

Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур - непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более сложная и важная. Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на выход организации из кризисного состояния, в котором оно находится. По определению Градова, антикризисное управление - это:

1) анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

2) познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения “слабых сигналов” об угрозе приближения кризиса;

3) стратегический контролинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

4) оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);

5) разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из фирмы;

6) постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению. [6]

Банкротство предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля “вклада” которых может быть различной. Банкротство предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля “вклада” которых может быть различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политикой и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на 2/3 - внутренние. Внешние факторы могут быть международными и национальными. 90% различных неудач малых американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства и его несоответствиям изменившимся объективным условиям, злоупотреблениями, что ведет в целом к неэффективному управлению, к принятию ошибочных решений, невозможности приспособления к рыночным условиям.

Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно предвидеть, а значит своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйственной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследованию финансового состояния как со стороны руководителей и акционеров, так и заказчиков и кредиторов.

Источником информации - для подобной диагностики может служить официальная бухгалтерская отчетность, особенно если ее сопоставить с данными за несколько отчетных периодов. В состав бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием налоговым органам, входят: “баланс предприятия” (формы № по ОКУД), “отчет о финансовых результатах и их использовании” (форма №2), “справка к отчету о финансовых результатах и их использовании” (справка к форме №2), “Приложение к балансу предприятия” (форма №5).

Для предотвращения кризиса большое значение имеет своевременное обнаружение признаков предстоящей кризисной ситуации. Ранними признаками или симптомами грядущего неблагополучия организации могут быть:

1) отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредитов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые организацией (открытие или закрытие подразделений организации, филиалов, дочерних фирм, их слияние, частая и необоснованная смена деловых партнеров, выход на новые рынки и другие изменения в стратегии организации;

2) задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях либо о низком уровне квалификации персонала;

3) изменение в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушение определенной их пропорциональности;

4) увеличение задолженности организации поставщикам и кредиторам;

5) уменьшение доходов организации и падение прибыльности, обесценивание акций организации, установление нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию;

6) внеочередные проверки организации, ограничение коммерческой деятельности организации органами власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.

Одним из показателей состояния организации является ее устойчивость.

Устойчивость организации (Z) американские экономисты рекомендуют определять по обобщенному показателю.

Z = 1,2Х1 + 1,4Х2 + 3,3Х3 + 0,6Х4 + 1,0Х5,

где: Х1 - показатель эффективности рабочего капитала;

Х2 - показатель эффективности накопленного капитала;

Х3 - рентабельность производства;

Х4 - показатель задолженности;

Х5 - показатель эффективности активов.

Х1 = ,

где: Оср - оборотные средства;

Окр - краткосрочные обязательства;

А - общие активы.

Х2 = ,

где: К нак - накопленный капитал (остаток прошлых лет).

Х3 = ,

где: П бал - балансовая прибыль.

Х4 = ,

где: К - капитал фирмы (основные фонды плюс нематериальные активы);

Д - общий долг фирмы.

Х5 = ,

где V - общий объем продаж.

Перечисленные показатели одновременно могут служить показателями эффективности функционирования фирмы.

Показатель устойчивости фирмы позволял американским экономистам выявлять до 90% корпораций - потенциальных банкротов за год до банкротства, до 70% - за 2 года и 50% - за 5 лет до банкротства. Если Z > 3, то фирма устойчивая, меньше 1,8 - неустойчивая.

Поскольку в условиях жесткой конкуренции требуется качественно прогнозировать свое будущее, то представляется, что предложенная система показателей сможет помочь менеджерам и инвесторам найти твердый руль финансового корабля.

Основные фазы кризисного процесса могут быть представлены в следующей последовательности:

1) Стратегический кризис, обусловленный низким качеством стратегического менеджмента 2-3 и более лет тому назад;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту