Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы.
1. Выделение субъектов и объектов анализа, выбор организационных форм их исследование и распределение обязанностей между отдельными исследователями.
2. Планирование аналитической работы.
3. Информационное и методическое обеспечение анализа.
4. Аналитическая обработка данных о ходе и результатах хозяйствования.
5. Оформление результатов анализа.
6. Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа. [2]
Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур - непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более сложная и важная. Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на выход организации из кризисного состояния, в котором оно находится. По определению Градова, антикризисное управление - это:
1) анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
2) познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения “слабых сигналов” об угрозе приближения кризиса;
3) стратегический контролинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;
4) оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);
5) разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из фирмы;
6) постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению. [6]
Банкротство предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля “вклада” которых может быть различной. Банкротство предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля “вклада” которых может быть различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политикой и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на 2/3 - внутренние. Внешние факторы могут быть международными и национальными. 90% различных неудач малых американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства и его несоответствиям изменившимся объективным условиям, злоупотреблениями, что ведет в целом к неэффективному управлению, к принятию ошибочных решений, невозможности приспособления к рыночным условиям.
Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно предвидеть, а значит своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйственной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследованию финансового состояния как со стороны руководителей и акционеров, так и заказчиков и кредиторов.
Источником информации - для подобной диагностики может служить официальная бухгалтерская отчетность, особенно если ее сопоставить с данными за несколько отчетных периодов. В состав бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием налоговым органам, входят: “баланс предприятия” (формы № по ОКУД), “отчет о финансовых результатах и их использовании” (форма №2), “справка к отчету о финансовых результатах и их использовании” (справка к форме №2), “Приложение к балансу предприятия” (форма №5).
Для предотвращения кризиса большое значение имеет своевременное обнаружение признаков предстоящей кризисной ситуации. Ранними признаками или симптомами грядущего неблагополучия организации могут быть:
1) отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредитов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые организацией (открытие или закрытие подразделений организации, филиалов, дочерних фирм, их слияние, частая и необоснованная смена деловых партнеров, выход на новые рынки и другие изменения в стратегии организации;
2) задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях либо о низком уровне квалификации персонала;
3) изменение в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушение определенной их пропорциональности;
4) увеличение задолженности организации поставщикам и кредиторам;
5) уменьшение доходов организации и падение прибыльности, обесценивание акций организации, установление нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию;
6) внеочередные проверки организации, ограничение коммерческой деятельности организации органами власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.
Одним из показателей состояния организации является ее устойчивость.
Устойчивость организации (Z) американские экономисты рекомендуют определять по обобщенному показателю.
Z = 1,2Х1 + 1,4Х2 + 3,3Х3 + 0,6Х4 + 1,0Х5,
где: Х1 - показатель эффективности рабочего капитала;
Х2 - показатель эффективности накопленного капитала;
Х3 - рентабельность производства;
Х4 - показатель задолженности;
Х5 - показатель эффективности активов.
Х1 = ,
где: Оср - оборотные средства;
Окр - краткосрочные обязательства;
А - общие активы.
Х2 = ,
где: К нак - накопленный капитал (остаток прошлых лет).
Х3 = ,
где: П бал - балансовая прибыль.
Х4 = ,
где: К - капитал фирмы (основные фонды плюс нематериальные активы);
Д - общий долг фирмы.
Х5 = ,
где V - общий объем продаж.
Перечисленные показатели одновременно могут служить показателями эффективности функционирования фирмы.
Показатель устойчивости фирмы позволял американским экономистам выявлять до 90% корпораций - потенциальных банкротов за год до банкротства, до 70% - за 2 года и 50% - за 5 лет до банкротства. Если Z > 3, то фирма устойчивая, меньше 1,8 - неустойчивая.
Поскольку в условиях жесткой конкуренции требуется качественно прогнозировать свое будущее, то представляется, что предложенная система показателей сможет помочь менеджерам и инвесторам найти твердый руль финансового корабля.
Основные фазы кризисного процесса могут быть представлены в следующей последовательности:
1) Стратегический кризис, обусловленный низким качеством стратегического менеджмента 2-3 и более лет тому назад;