Проведенная финансовая экспертиза инновационного проекта по оказанию сбытовых услуг ЗАО “Диана” показала следующее:
При обоснованно установленных значениях:
* размера месячной инфляции - 0,4 %;
* минимального уровня доходности 2,3 % в месяц;
* размера премии за риск - 0,6 %,
Величина суммарного накопленного чистого дисконтированного дохода проекта составляет +2775,25 $. Вследствие положительности этого значения можно сделать вывод о том, что рассматриваемый проект является прибыльным и годен к реализации.
2. Индекс доходности проекта составляет 1,556. Таким образом дисконтированный доход превышает дисконтированные затраты на 56 %.
3. Период окупаемости проекта составляет 7,94 месяца. Соотнеся значение со сроком реализации проекта (1 год = 12 месяцев), можно сделать вывод, что проект окупается раньше, чем заканчивается его реализация.
4. Точкой безубыточности проекта является число клиентов, равное 960. Соответствующий этому уровню объем продаж составляет 7996,8 $. Прогнозируемое значение объема продаж составляет 14205$.
5. Рассматриваемый инновационный проект является абсолютно устойчивым к изменению трёх ключевых параметров:
· инфляция;
· число клиентов;
· уровень затрат.
Таким образом, обобщая результаты финансовой экспертизы инновационного проекта по оказанию сбытовых услуг ЗАО “Диана”, можно сделать вывод о его практической реализуемости и прибыльности.
Особое значение в проектируемом предприятии придается адаптивности, учету потребностей и особенностей рынка.
Для обоснования выбора рынков сбыта необходимо сначала привести данные предварительного маркетингового исследования спроса на продукцию химчисток и прачечных в городах Балашиха, Реутов, Железнодорожный.
Исследование необходимо начать с анализа потенциальных потребителей продукции ООО “Ольвира”. Данные, полученные методом опроса сведены в таблицу 19.
Сводная таблица исследования потенциального количества потребителей на продукцию химической чистки и прачечной в крупных городах Балашихинского района.
Таблица 19.
Город |
Численность населения |
% готовых пользоваться услугами |
Абсолютное число |
С учетом района охвата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
г. Балашиха |
250 тыс. |
7 % |
17,5 тыс. |
1,75 тыс. |
г. Железнодорожный |
110 тыс. |
15 % |
16,5 тыс. |
1,83 тыс. |
г. Реутов |
100 тыс. |
15,5 % |
15,5 тыс. |
1,55 тыс. |
Столбец 3 показывает полученную методом выборочного опроса населения информацию о доле жителей, готовых пользоваться услугами химической чистки и прачечной. Разница между цифрами объясняется превышением уровня доходов жителей г. Железнодорожного и г. Реутов над уровнем доходов жителей г. Балашихи (г. Железнодорожный имеет в районе репутацию “города для богатых”, г. Реутов расположен в непосредственной близости от г. Москва и население его трудоустроено на предприятиях г. Москва).
Очевидно, что услугами пункта будут пользоваться не все жители города, а только часть, расположенная в непосредственной близости и незначительное число прибывших специально. Столбец 5 учитывает зону охвата - потенциальное число потребителей в районе расположения пункта.
Таким образом, получена приблизительная информация о количестве потенциальных потребителей.
Далее, важным фактором является индекс необходимости рассматриваемой услуги. Исследуя статистические данные о потребителях ЗАО “Диана”, можно сделать вывод, что каждый клиент использует услуги химчистки и прачечной, как минимум, два раза в год с величиной заказа, как минимум, 50 тысяч.
Используя эту информацию можно составить таблицу прогнозируемого объема продаж в стоимостном выражении.
Прогнозируемый объем продаж услуги ООО “Ольвира”.
Таблица 20.
Город | Число потребителей | Объем заказов в год | Объем заказов в месяц | Месячный оборот[4] |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
г. Балашиха | 3,5 тыс. | 58,4 т.$ | 4866 $ | 1459,8 |
г. Железнодорожный | 3,7 тыс. | 61 т.$ | 5082 $ | 1524,6 |
г. Реутов | 3,1 тыс. | 51,08 т.$ | 4257,7 $ | 1277,3 |
Итого по ООО “Ольвира”: | 9,2 тыс. | 170,5т. $ | 14205 $ | 4261,7 $ |
Расчеты, проведенные по результатам маркетинговых исследований, предлагается использовать при обосновании реализуемости проекта.
Говоря о стратегии ценообразования, необходимо прежде всего отметить факт жесткой зависимости расценок на услуги, предоставляемые ООО “Ольвира”, от цен фабрики-химчистки “Диана”. Ценовая игра в данном случае недопустима, и всякие попытки её ведения вызовут отрицательную реакцию у руководства ЗАО “Диана”.
Однако необходимо выделить факт наличия гибкой системы скидок, предоставляемых самой фабрикой-химчисткой. Скидки прежде всего предоставляются постоянной клиентуре, например ресторану, а также имеется практика предоставления скидок на количество. Подобная система позволяет привлечь, а также удерживать потребителей, повысить качество дохода и укрепить конкурентные позиции.
На стадии выхода на рынок ООО “Ольвира” предполагает провести небольшую рекламную компанию информативного характера для установления первоначального спроса на услуги.