I. Особенности национальной деловой культуры
Существуют три уровня культуры в бизнесе:
§ национальная культура;
§ организационная культура;
§ управленческая культура (стиль руководителя).
В России существует 2 основные проблемы: проблема власти (поскольку руководитель в системе без власти – не руководитель), проблема отношения к работе. В большинстве российских деловых организаций власть построена во-первых, сверху вниз, во-вторых, кластерами (замкнутыми группами). Кластерная форма характерна для западных бизнес-структур, но там такая группа – сплоченная команда. В отличие от Запада в России работа в группе плохо структурирована, плохо расписаны обязанности и функции каждого работника. На Западе работа в группе структурирована, задания, и оценки каждого работника формализованы.
Принято выделять 4 основных вида мотиваций, которые соответствуют той или иной группе стран или культур:
По результатам исследований “новые русские” по своей мотивации примыкают ко второй группе, которая больше всего ценит стабильность, но в основном россияне предпочитают мотивацию на достижение и отказались от мысли ничего не менять.
II Роль Российской культуры в системе современного менеджмента
Определенную систематизацию в изучение и описание российской культуры внесли работы Бердяева, Гумилева, Ключевского, Чаадаева и др.
Ключевский приводит следующий перечень черт национального характера русского человека: расчетливость, изворотливость в мелких затруднениях, привычка в терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями; больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед; больше осмотрительности, чем предусмотрительности; кратковременное напряжение сил (аврал); каприз собственной отваги (авось).
Делеганский указывает на такие социальные установки современного русского архетипа, как способность к терпению, духовность, приоритет духовного над материальным, широта русской натуры, способность впитывать инородные культурные образования, предрасположенность к социальной утопии к ожиданию чудесного и внезапного преображения жизни. Эти стороны характера необходимо учитывать в деятельности руководителей, как система государственного управления, так и менеджмента организации. Кроме того следует различать культуру россиян, включающую свыше 100 национальных культур. Для культуры русского человека характерно: почитание власти, желание участвовать в управлении, но не брать на себя ответственность.
При выборе формы участия людей в управлении рекомендуется учитывать результаты исследований МГУ, в ходе которых были получены две модели участия в управлении.
Модели участия в управлении
В России участие в управлении является долговременной традицией: власть обращается к людям в тех случаях, когда чувствует свою слабость. Брать на себя ответственность люди не привыкли, поскольку это не стало элементом организационной культуры. Успехи и неудачи связывались подчиненными с работой руководителей. Россия является евроазиатской страной, поэтому российским менеджерам необходимо знать суть западной и восточной культур.
Западная | Восточная |
Преимущественно партисипативная модель участия | Преимущественно подданническая политическая культура |
Индивид – основной элемент политики | Общность (семейная, клановая, профессиональная) |
Устойчивые традиции политической демократии | Устойчивые традиции авторитаризма |
Индивид пресыщен политикой, но воспринимает правила участия в ней | Индивид давно насытился политикой, но не приобщился к ней |
Западные религии формируют открытый тип участия в политике | Восточные религии формируют тип скрытого участия в политике, иногда фанатичного в экстремальных условиях |
Преобладание общенациональных интересов | Первостепенная роль национально-этнического фактора |
Преобладание модернизма в общей и политической культуре | Устойчивость традиционной и политической культуры |
Возрастание роли политических лидеров в силу личностных факторов и усложнение политического развития | Возрастание роли политических лидеров в силу харизмы, повышение роли партий и общественных движений |
Наличие солидного среднего класса и соответствующего его интересам политического менталитета | Резкий разрыв между элитами и массами и соответствующий политический менталитет |
Основные характеристики статуса группы в системе менеджмента и их использование в различных культурах
Япония | Россия | США |
Работа в группе как цель | Работа в группе как средство | Работа в группе как средство |
Способ жизни | Защитный элемент | Путь к рационализации |
Естественное поведение | Необходимое поведение | Рациональное поведение |
Привычка | Принуждение | Сознательность |
Эффективность | Выживание | Производительность |
Качество и способ сделать лучше | Масштаб или способ сделать лучше | Способ делать дешевле |