Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.
III. История развития менеджмента, современные подходы в менеджменте.
Развитие науки управления характеризуется множественностью школ и подходов.
Школы/годы | 1895 |
1920 | 1930 | 1940 | 1950 | 1960 | 2004 |
Научное управление | |||||||
Административная школа | |||||||
С точки зрения человеческих отношений | |||||||
С точки зрения науки о поведении | |||||||
С точки зрения количественных методов | |||||||
Процессный подход | |||||||
Системный подход | |||||||
Ситуационный подход |
1)Основателем школы научного управления был Тейлор. Он сформулировал принципы управления индивидуальным трудом рабочих:
2)Классическая (административная) школа. Основатель - Анри Файоль. Цель школы выработка подходов к совершенствованию управления организации в целом. Файоль разработал 14 принципов управления, которым следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления:
3) Школа человеческих отношений. Основатель - Элтон Мейо. Он провел "Хоуторнский эксперимент", который показал, что на поведение человека на работе и на результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами:
4) Школа поведенческих наук. Основатель - Бернард. Новизна этой школы заключалась в стремлении оказать помощь работнику в осознании его возможностей для управления организацией. Основная цель этой школы - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
5) Количественный подход. Достижение точности наук для формализации процесса управления в особенности процесса принятия решений. Количественный подход опирается на экономико-математические методы (математика, статистика, инженерные науки). Суть заключается в исследовании операций и моделей. Исследование операций - применение методов научного исследования кооперационным проблемам организации. После постановки проблемы разрабатывается модель анализируемой организации. Модель - форма представления реальности. Она или упрощает реальность или представляет ее абстрактной. После создания моделей переменным значениям задаются количественные значения. Ключевая характеристика школы количественных методов моделями, символами и количественными значениями.
6) Процессный подход.
Процессный подход рассматривает функции управления, как взаимосвязанные, и сам процесс управления является общей суммой всех функций, Эти функции объединены связующими процессами - коммуникации и принятие решений. Коммуникации - процесс, связанный с межличностным общением при передаче информации, как внутри организации, так и с внешней средой. Решение - предписание к действию с целью разрешения, выбор определенного действия из множества возможных вариантов.
Планирование - процесс определения целей и путей их достижения. При планировании руководитель должен:
Функция организации - процесс распределения работы среди сотрудников и координация их деятельности.
Контроль - каждодневный текущий процесс, призванный обеспечить выполнение планов организации. Этапы контроля: